Сценарий экологического праздника для юных защитников природы «Посвящение в эколята» для старших и подготовительных групп

Участники

Взрослые: Лесная фея. Эколята-дошколята: Шалун Елочка, Мусоровище (Лесник), Безобразник

Цель

Формирование экологической культуры детей, закрепление правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Задачи

Формировать у воспитанников экологическую культуру; воспитывать бережное отношение к окружающей природе; развивать творческие способности.

Оборудование

Цветные резинки из бумаги или ткани, к которым прикреплены бабочки, стрекозы, цветы; грязный плащ (для Мусоровища); рогатка и магнитофон (для Безобразника); пилотки и значки (для каждого воспитанника); картонная коробка, стеклянная банка, пластиковый пакет, жестяная банка, велосипедная шина (для игры «Чем опасен мусор?»); обруч, тематические картинки «Промышленный мусор», 3 игрушечных грузовика с надписями: «Металлолом», «Пластик», «Стекло» (для игры «Рассортируй мусор»); картинки с изображением норы, дерева, реки (для игры «Кто где живет»); картонная эмблема «Лесник», на которой изображены деревья, грибы, ягоды, животные, птицы; знаки «Правила поведения в природе»; глобус, пакет для мусора, саженец, лопатка и ведро с водой; игрушка лесная птица как один из элементов оформления зала; большая прозрачная колба (2 шт.), воронка и ватные диски, емкость с грязной водой, порошок активированного угля (для игры-эксперимента «Очищение воды»); аудиоаппаратура.

Примерное время

60 минут.

Вводная часть

5 минут

Под спокойную музыку (по выбору музыкального руководителя) воспитанники средней группы с цветными резинками на руках входят в зал, обходят его по периметру и садятся на стулья. Под веселую музыку (по выбору музыкального руководителя) воспитанники старшей и подготовительной групп вбегают в музыкальный зал и исполняют произвольный танец. По окончании танца садятся на стулья. Четыре воспитанника встают полукругом в центре зала и по очереди читают строки из стихотворения И. Петросян.

1-й ребенок:

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.

1

2-й ребенок:

В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.

2

3-й ребенок:

Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!

3

4-й ребенок:

А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидим шар там голубой,
Любимую планету!

Дети встают в круг и поют песню «Не уроните шарик» (муз и сл. Т. Залужной). Во время исполнения передают друг другу большой глобус. Затем садятся на места. Под музыку (по выбору музыкального руководителя) в зал входит Лесная фея и читает стихотворение Н. Шолоховой Хитоми «Лесные сказки» с небольшими изменениями.

4

Основная часть

45 минут

Лесная фея:

Здравствуйте, дети и взрослые!
В лесу живу я – Лесная фея
Среди букашек и стрекоз.
В нарядном платье орхидеи,
На голове в венке мимоз.
И я все знаю и умею,
И я здесь главная в лесу.
Волшебница – Лесная фея –
Ем землянику, пью росу.
Проверю – все везде в порядке,
Примечу каждый стебелек
И с птичками сыграю в прятки...
Послушайте! Кто-то поет!
Это друзья мои – эколятки.

Под музыку (по выбору музыкального руководителя) вбегают Елочка и Шалун с пакетом для мусора, ставят его на пол в центре зала. Они пробегают по залу, здороваясь с детьми, потом опять подходят к пакету.

1

Елочка:

Вы узнали нас, ребята?

2

Дети:

Да! Вы – эколята!

3

Шалун:

Точно, мы – эколята, юные защитники природы!

4

Елочка:

Я Елочка!

5

Шалун:

А я Шалун!

6

Лесная фея:

Здравствуйте, эколята. А что у вас в пакете?

7

Елочка:

Люди в лесу отдыхали,
Веселились, загорали
И, не думая, бросали
Все обертки от конфет
И разорванный пакет.

8

Шалун:

И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу
Собрали мы – и лесу подмога.

Под музыку (по выбору музыкального руководителя) в зал входит Мусоровище в грязном плаще.

9

Мусоровище:

Я по лесу все хожу,
Мусор свой не нахожу.
Это кто по лесу рыщет?
Кто мой мусор всюду ищет?

10

Лесная фея:

Здравствуйте! Кто вы?

11

Мусоровище:

Я великий Мусоровище! Покровитель брошенных предметов.

12

Елочка:

А разве вы не знаете, что брошенные предметы загрязняют нашу планету?

13

Шалун:

Мусор и ненужные предметы надо вывозить из леса.

14

Мусоровище:

А я чем тогда буду заниматься?

15

Елочка:

Можно найти много полезных дел!

16

Мусоровище:

Вы меня не убедили!

17

Лесная фея:

Дети, давайте поможем Елочке и Шалуну убедить Мусоровище в том, что мусор опасен для нашей земли.

18

Игра «Чем опасен мусор?»

3 минуты

Цель игры – сформировать бережное отношение к природе. Лесная фея показывает детям различные предметы: картонную коробку, стеклянную банку, пластиковый пакет, жестяную банку, велосипедную шину и т. д. Дошкольники рассказывают, какой вред может причинить каждый из этих предметов.

Мусоровище:

А я этого не знал.

1

Лесная фея:

А еще мусор можно переработать и использовать вторично, тогда не будет проблемы, где его хранить.

2

Мусоровище:

Вот это да! Расскажите мне об этом подробнее.

3

Игра «Рассортируй мусор»

3 минуты

Цель игры – закрепить знания о способах утилизации промышленного мусора.

Перед детьми в центре зала лежит обруч, внутри него – тематические картинки «Промышленный мусор». Дошкольники делятся на три команды. Каждой команде Лесная фея дает игрушечный грузовик с ориентиром: «Металлолом», «Пластик», «Стекло».

Игра проводится в форме эстафеты. Участники игры должны переложить картинки из обруча в грузовики в соответствии с ориентиром. После чего капитаны команд отвечают на вопрос: «Как можно в дальнейшем использовать собранный промышленный мусор?» Побеждает команда, участники которой быстрее остальных справятся с заданием.

Мусоровище:

Вы меня убедили! Теперь я сам буду следить за чистотой в лесу. И не хочу больше зваться Мусоровище!

Снимает грязный плащ.

1

Лесная фея:

А давай мы будем звать тебя Лесник!

2

Мусоровище:

А кто это такой?

3

Лесная фея:

Сейчас ребята тебе расскажут.

Воспитанники средней группы выходят в центр зала и читают фрагменты из стихотворения А. Смирнова «Лесничий».

4

1-й ребенок:

Вот дом стоит в густом лесу,
А в нем живет лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.

5

2-й ребенок:

С рассветом раньше всех встает,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.

6

3-й ребенок:

Он охраняет лес, а с ним
И дятла, и сороку –
Им без лесничего, одним,
Пришлось бы очень плохо.

7

Мусоровище:

Ребята, я согласен заниматься такими полезными для леса делами!

Лесная фея вручает Мусоровищу эмблему «Лесник» и дарит книгу про природу. Далее дети обращаются к нему как к Леснику.

8

Лесная фея:

Теперь ты стал настоящим Лесником. А эта книга тебе поможет делать добрые дела.

9

Лесник:

Спасибо! Дети, скажите, а посадка деревьев – это доброе дело?

Ответы детей

10

Лесник:

Вот с этого я и начну свои добрые дела!

11

Елочка:

А мы тебе поможем!

Елочка и Шалун дают Леснику саженец, лопатку и ведро с водой. Елочка заглядывает в ведро.

12

Елочка:

Ой, а почему в ведре такая грязная, мутная, покрытая какой-то пленкой вода? Шалун, где ты воду брал?

13

Шалун:

Вон там, возле дороги!

14

Лесник:

Дети, а можно поливать такой водой растения?

Ответы детей.

15

Лесная фея:

А вы не знаете, что могло случиться с водой? Почему она стала такой?

Дети высказывают свои предположения.

16

Лесник:

Что же мне теперь делать?

17

Лесная фея:

Я тебе помогу.

18

Игра-эксперимент «Очищение воды»

3 минуты

Лесная фея берет большую прозрачную колбу, вставляет в нее воронку, в воронку укладывает ватные диски. Затем наливает тонкой струйкой грязную воду. Она проходит через ватные диски, и грязь оседает на них.

Лесная фея показывает детям воронку с грязными дисками и колбу с очищенной водой. Потом в профильтрованную воду опускает порошок активированного угля, перемешивает воду и повторяет опыт, переливая ее в другую колбу.

В завершение эксперимента Лесная фея обращает внимание детей, что вода стала чистой и прозрачной.

1-й ребенок:

Вода – это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

1

2-й ребенок:

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтобы мы не боялись и мыться, и пить.

2

3-й ребенок:

Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

3

4-й ребенок:

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

4

Лесник:

Да, ребята, я с вами согласен. Давайте будем беречь воду!

5

Шалун:

Я очень люблю воду! Вода есть везде: в реках, озерах, в тучке, плывущей по небу! Предлагаю вам поиграть в мою любимую игру.

6

Подвижная игра «Капельки, озеро, ручеек, тучка»

3 минуты 

В игре участвуют воспитанники всех групп. Цель игры – закрепить представления о разных состояниях воды.

Вначале игроки свободно двигаются по залу под музыку (по выбору музыкального руководителя). Когда Лесная фея говорит: «Капельки!» – дети замирают на месте. Когда она произносит: «Озеро!» – образуют круги по 5–10 человек. Когда говорит: «Ручеек!» – берутся за руки и идут змейкой по залу. Когда произносит: «Тучка!» – образуют круги по 5–10 человек и поднимают руки вверх. Лесник помогает Лесной фее следить за тем, правильно ли дети выполняют двигательные задания.

Лесник благодарит детей, берет лопатку, саженец и ведерко с чистой водой, прощается и уходит.

Лесная фея:

Теперь наш лес будет под присмотром, и в нем появится еще одно дерево. А вы знаете, какую пользу приносят деревья?

Дети отвечают. Лесная фея проводит с ними беседу о пользе деревьев.
Звучит аудиозапись «Шум птиц, крики животных».

1

Елочка:

Что-то в лесу случилось!
Ой, беда, беда, беда!
Пропала муравьиная гора.
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил.
Птицы, звери нам кричат,

Муравьям помочь хотят!

В зал входит Безобразник. В руках у него рогатка и громко играющий магнитофон.

2

Лесная фея:

Мальчик, а не мог бы ты сделать музыку потише, ведь ты всем мешаешь!

3

Безобразник:

Я вам не мальчик! Я Безобразник! И мне музыка не мешает!

4

Шалун:

Тебе, может быть, нет, а обитателям леса мешает.

5

Елочка:

Сейчас птицы сидят на гнездах, ждут птенчиков, у многих зверей появились малыши. А ты поднял шум!

6

Лесная фея:

Лес – это дом для многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят.

Безобразник выключает магнитофон.

7

Шалун:

А еще в этом большом общем доме у каждого есть свой домик. Мы тебе сейчас расскажем, кто и где живет.

8

Подвижная игра «Кто где живет»

5 минут

Цель игры – научить определять место обитания животного.

Дети делятся на три команды: «Караси», «Вороны», «Лисы». Лесная фея раскладывает на полу картинки с изображением мест обитания животных: нора, дерево, река.

Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети двигаются по залу. Когда музыка перестает звучать, дети подходят к «своим» домикам. Кто ошибается, выбывает из игры.

Игра повторяется 2–3 раза.

По завершении игры дети садятся на стульчики. Безобразник достает рогатку и «прицеливается».

Лесная фея:

Подожди, подожди, что ты собираешься делать?

1

Безобразник:

Я хочу попасть вон в ту красивую птичку.

Безобразник показывает на одну из игрушечных птичек, висящих в зале.
Елочка встает, закрывая собой птичку.

2

Елочка:

Нельзя никого обижать!
Надо птиц в лесу любить,
И не надо их ловить.
Птичьих гнезд не разорять,
В руки птенчиков не брать!

3

Безобразник:

Как будто бы вы себя в лесу ведете по-другому! Вы такие же, как я!

4

Игра «Если я приду в лесок»

3 минуты

Безобразник рассказывает, что он обычно делает в лесу. Дети отвечают, можно ли это делать или нельзя. Эколята поясняют ответы.

Безобразник:

Если я приду в лесок, то сорву ромашку.

Ответы детей.

1

Шалун:

Если рвать цветы, то в лесу будет некрасиво.

2

Безобразник:

Если съем я пирожок, то выброшу бумажку.

3

Дети:

Нет!

4

Елочка:

Нельзя сорить в лесу.

5

Безобразник:

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Ответы детей.

6

Шалун:

Птицы будут рады такому угощению.

7

Безобразник:

Если ветку подвяжу, колышек поставлю?

Ответы детей.

8

 

Безобразник:

Если разведу костер, то тушить не буду.

Ответы детей.

1

Елочка и Шалун вместе:

Я люблю свою природу, я ей помогаю!

2

Шалун:

Так ты, оказывается, не знаешь правил поведения на природе!

3

Безобразник:

А существуют какие-то правила?

4

Шалун:

Конечно! Дети, давайте расскажем о них Безобразнику.

Дети выходят в центр зала, рассказывают о правилах поведения на природе и показывают соответствующие знаки. Затем отдают знаки Безобразнику.

5

Безобразник:

Спасибо, что вы меня познакомили с правилами поведения на природе. Я и сам больше не буду безобразничать, и другим не дам. Побегу в лес, поправлю муравейник, который развалил, и расставлю знаки.

Безобразник убегает. Лесная фея благодарит детей, хвалит их за заботу о природе. Воспитанники старшей и подготовительной групп выходят в центр зала, выстраиваются полукругом и по очереди читают строки из стихотворения В. Степанова «Необъятная страна».

6

1-й ребенок:

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,

7

2-й ребенок:

То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы...

8

3-й ребенок:

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Дети исполняют песню «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

9

Заключительная часть

10 минут

Елочка:

Шалун, мы с тобой очень любим природу, бережем ее. Природе всегда нужны помощники и защитники.

1

Шалун:

Ребята, а вы хотите оберегать природу и быть нашими друзьями?

Ответы детей.

2

Елочка:

А хотите стать эколятами?

Ответы детей.

3

Шалун:

Для этого нужно пройти посвящение и дать обещание всегда оберегать природу.

Воспитанники всех групп выстраиваются в общий хоровод. В центре его становятся Лесная фея, Шалун и Елочка. Воспитатели выносят значки и пилотки. Звучит «Гимн эколят – молодых защитников природы» (муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой). Воспитатели надевают детям пилотки и прикалывают значки. Лесная фея, Елочка, Шалун по очереди читают слова клятвы. Дети говорят в конце: «Клянусь, клянусь, клянусь!»

4

Клятва юного защитника природы

5 минут

Дети и участники читают все вместе.

Все участники:

Я честный, добрый и заботливый человек.

Я хочу вступить в ряды эколят.

Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.

Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.

Вступая в ряды эколят – юных защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.

Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.

Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

1

Эколята:

Поздравляем! Теперь вы тоже юные защитники природы! Помните об этом.

2