Участники
Взрослые:
Лесная фея. Эколята-дошколята: Шалун Елочка, Мусоровище (Лесник), Безобразник
Цель
Формирование
экологической культуры детей, закрепление правил экологически грамотного
взаимодействия с окружающей средой.
Задачи
Формировать
у воспитанников экологическую культуру; воспитывать бережное отношение
к окружающей природе; развивать творческие способности.
Оборудование
Цветные
резинки из бумаги или ткани, к которым прикреплены бабочки, стрекозы,
цветы; грязный плащ (для Мусоровища); рогатка и магнитофон (для
Безобразника); пилотки и значки (для каждого воспитанника); картонная
коробка, стеклянная банка, пластиковый пакет, жестяная банка, велосипедная шина
(для игры «Чем опасен мусор?»); обруч, тематические картинки «Промышленный
мусор», 3 игрушечных грузовика с надписями: «Металлолом», «Пластик»,
«Стекло» (для игры «Рассортируй мусор»); картинки с изображением норы,
дерева, реки (для игры «Кто где живет»); картонная эмблема «Лесник»,
на которой изображены деревья, грибы, ягоды, животные, птицы; знаки «Правила
поведения в природе»; глобус, пакет для мусора, саженец, лопатка
и ведро с водой; игрушка лесная птица как один из элементов
оформления зала; большая прозрачная колба (2 шт.), воронка и ватные
диски, емкость с грязной водой, порошок активированного угля (для
игры-эксперимента «Очищение воды»); аудиоаппаратура.
Примерное время
60
минут.
5 минут
Под спокойную музыку (по выбору музыкального руководителя) воспитанники средней группы с цветными резинками на руках входят в зал, обходят его по периметру и садятся на стулья. Под веселую музыку (по выбору музыкального руководителя) воспитанники старшей и подготовительной групп вбегают в музыкальный зал и исполняют произвольный танец. По окончании танца садятся на стулья. Четыре воспитанника встают полукругом в центре зала и по очереди читают строки из стихотворения И. Петросян.
1-й ребенок:
Наш дом
родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
1
2-й ребенок:
В лесу
дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
2
3-й ребенок:
Чудес нам
всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
3
4-й ребенок:
А если
в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидим шар там голубой,
Любимую планету!
Дети встают в круг и поют песню «Не уроните шарик» (муз и сл. Т. Залужной). Во время исполнения передают друг другу большой глобус. Затем садятся на места. Под музыку (по выбору музыкального руководителя) в зал входит Лесная фея и читает стихотворение Н. Шолоховой Хитоми «Лесные сказки» с небольшими изменениями.
4
45 минут
Лесная фея:
Здравствуйте,
дети и взрослые!
В лесу живу я – Лесная фея
Среди букашек и стрекоз.
В нарядном платье орхидеи,
На голове в венке мимоз.
И я все знаю и умею,
И я здесь главная в лесу.
Волшебница – Лесная фея –
Ем землянику, пью росу.
Проверю – все везде в порядке,
Примечу каждый стебелек
И с птичками сыграю в прятки...
Послушайте! Кто-то поет!
Это друзья мои – эколятки.
Под музыку (по выбору музыкального руководителя) вбегают Елочка и Шалун с пакетом для мусора, ставят его на пол в центре зала. Они пробегают по залу, здороваясь с детьми, потом опять подходят к пакету.
1
Елочка:
Вы узнали нас, ребята?
2
Дети:
Да! Вы – эколята!
3
Шалун:
Точно, мы – эколята, юные защитники природы!
4
Елочка:
Я Елочка!
5
Шалун:
А я Шалун!
6
Лесная фея:
Здравствуйте, эколята. А что у вас в пакете?
7
Елочка:
Люди
в лесу отдыхали,
Веселились, загорали
И, не думая, бросали
Все обертки от конфет
И разорванный пакет.
8
Шалун:
И
коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу
Собрали мы – и лесу подмога.
Под музыку (по выбору музыкального руководителя) в зал входит Мусоровище в грязном плаще.
9
Мусоровище:
Я
по лесу все хожу,
Мусор свой не нахожу.
Это кто по лесу рыщет?
Кто мой мусор всюду ищет?
10
Лесная фея:
Здравствуйте! Кто вы?
11
Мусоровище:
Я великий Мусоровище! Покровитель брошенных предметов.
12
Елочка:
А разве вы не знаете, что брошенные предметы загрязняют нашу планету?
13
Шалун:
Мусор и ненужные предметы надо вывозить из леса.
14
Мусоровище:
А я чем тогда буду заниматься?
15
Елочка:
Можно найти много полезных дел!
16
Мусоровище:
Вы меня не убедили!
17
Лесная фея:
Дети, давайте поможем Елочке и Шалуну убедить Мусоровище в том, что мусор опасен для нашей земли.
18
3 минуты
Цель игры – сформировать бережное отношение к природе. Лесная фея показывает детям различные предметы: картонную коробку, стеклянную банку, пластиковый пакет, жестяную банку, велосипедную шину и т. д. Дошкольники рассказывают, какой вред может причинить каждый из этих предметов.
Мусоровище:
А я этого не знал.
1
Лесная фея:
А еще мусор можно переработать и использовать вторично, тогда не будет проблемы, где его хранить.
2
Мусоровище:
Вот это да! Расскажите мне об этом подробнее.
3
3 минуты
Цель
игры – закрепить знания о способах утилизации промышленного мусора.
Перед
детьми в центре зала лежит обруч, внутри него – тематические картинки
«Промышленный мусор». Дошкольники делятся на три команды. Каждой команде
Лесная фея дает игрушечный грузовик с ориентиром: «Металлолом», «Пластик»,
«Стекло».
Игра проводится в форме эстафеты. Участники игры должны переложить картинки из обруча в грузовики в соответствии с ориентиром. После чего капитаны команд отвечают на вопрос: «Как можно в дальнейшем использовать собранный промышленный мусор?» Побеждает команда, участники которой быстрее остальных справятся с заданием.
Мусоровище:
Вы меня
убедили! Теперь я сам буду следить за чистотой в лесу.
И не хочу больше зваться Мусоровище!
Снимает грязный плащ.
1
Лесная фея:
А давай мы будем звать тебя Лесник!
2
Мусоровище:
А кто это такой?
3
Лесная фея:
Сейчас
ребята тебе расскажут.
Воспитанники средней группы выходят в центр зала и читают фрагменты из стихотворения А. Смирнова «Лесничий».
4
1-й ребенок:
Вот дом
стоит в густом лесу,
А в нем живет лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.
5
2-й ребенок:
С
рассветом раньше всех встает,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
6
3-й ребенок:
Он
охраняет лес, а с ним
И дятла, и сороку –
Им без лесничего, одним,
Пришлось бы очень плохо.
7
Мусоровище:
Ребята,
я согласен заниматься такими полезными для леса делами!
Лесная фея вручает Мусоровищу эмблему «Лесник» и дарит книгу про природу. Далее дети обращаются к нему как к Леснику.
8
Лесная фея:
Теперь ты стал настоящим Лесником. А эта книга тебе поможет делать добрые дела.
9
Лесник:
Спасибо!
Дети, скажите, а посадка деревьев – это доброе дело?
Ответы детей
10
Лесник:
Вот с этого я и начну свои добрые дела!
11
Елочка:
А
мы тебе поможем!
Елочка и Шалун дают Леснику саженец, лопатку и ведро с водой. Елочка заглядывает в ведро.
12
Елочка:
Ой, а почему в ведре такая грязная, мутная, покрытая какой-то пленкой вода? Шалун, где ты воду брал?
13
Шалун:
Вон там, возле дороги!
14
Лесник:
Дети,
а можно поливать такой водой растения?
Ответы детей.
15
Лесная фея:
А
вы не знаете, что могло случиться с водой? Почему она стала
такой?
Дети высказывают свои предположения.
16
Лесник:
Что же мне теперь делать?
17
Лесная фея:
Я тебе помогу.
18
3 минуты
Лесная фея
берет большую прозрачную колбу, вставляет в нее воронку, в воронку
укладывает ватные диски. Затем наливает тонкой струйкой грязную воду. Она
проходит через ватные диски, и грязь оседает на них.
Лесная фея
показывает детям воронку с грязными дисками и колбу с очищенной
водой. Потом в профильтрованную воду опускает порошок активированного
угля, перемешивает воду и повторяет опыт, переливая ее в другую
колбу.
В завершение эксперимента Лесная фея обращает внимание детей, что вода стала чистой и прозрачной.
1-й ребенок:
Вода –
это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
1
2-й ребенок:
Где
водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтобы мы не боялись и мыться, и пить.
2
3-й ребенок:
Не менее,
впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
3
4-й ребенок:
Давайте же
воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
4
Лесник:
Да, ребята, я с вами согласен. Давайте будем беречь воду!
5
Шалун:
Я очень люблю воду! Вода есть везде: в реках, озерах, в тучке, плывущей по небу! Предлагаю вам поиграть в мою любимую игру.
6
3 минуты
В игре
участвуют воспитанники всех групп. Цель игры – закрепить представления
о разных состояниях воды.
Вначале
игроки свободно двигаются по залу под музыку (по выбору музыкального
руководителя). Когда Лесная фея говорит: «Капельки!» – дети замирают
на месте. Когда она произносит: «Озеро!» – образуют круги
по 5–10 человек. Когда говорит: «Ручеек!» – берутся за руки
и идут змейкой по залу. Когда произносит: «Тучка!» – образуют
круги по 5–10 человек и поднимают руки вверх. Лесник помогает Лесной
фее следить за тем, правильно ли дети выполняют двигательные задания.
Лесник благодарит детей, берет лопатку, саженец и ведерко с чистой водой, прощается и уходит.
Лесная фея:
Теперь наш
лес будет под присмотром, и в нем появится еще одно дерево.
А вы знаете, какую пользу приносят деревья?
Дети
отвечают. Лесная фея проводит с ними беседу о пользе деревьев.
Звучит аудиозапись «Шум птиц, крики животных».
1
Елочка:
Что-то
в лесу случилось!
Ой, беда, беда, беда!
Пропала муравьиная гора.
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил.
Птицы, звери нам кричат,
Муравьям
помочь хотят!
В зал входит Безобразник. В руках у него рогатка и громко играющий магнитофон.
2
Лесная фея:
Мальчик, а не мог бы ты сделать музыку потише, ведь ты всем мешаешь!
3
Безобразник:
Я вам не мальчик! Я Безобразник! И мне музыка не мешает!
4
Шалун:
Тебе, может быть, нет, а обитателям леса мешает.
5
Елочка:
Сейчас птицы сидят на гнездах, ждут птенчиков, у многих зверей появились малыши. А ты поднял шум!
6
Лесная фея:
Лес –
это дом для многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят.
Безобразник выключает магнитофон.
7
Шалун:
А еще в этом большом общем доме у каждого есть свой домик. Мы тебе сейчас расскажем, кто и где живет.
8
5 минут
Цель
игры – научить определять место обитания животного.
Дети
делятся на три команды: «Караси», «Вороны», «Лисы». Лесная фея
раскладывает на полу картинки с изображением мест обитания животных:
нора, дерево, река.
Под музыку
(по выбору музыкального руководителя) дети двигаются по залу. Когда
музыка перестает звучать, дети подходят к «своим» домикам. Кто ошибается,
выбывает из игры.
Игра
повторяется 2–3 раза.
По завершении игры дети садятся на стульчики. Безобразник достает рогатку и «прицеливается».
Лесная фея:
Подожди, подожди, что ты собираешься делать?
1
Безобразник:
Я хочу попасть
вон в ту красивую птичку.
Безобразник
показывает на одну из игрушечных птичек, висящих в зале.
Елочка встает, закрывая собой птичку.
2
Елочка:
Нельзя
никого обижать!
Надо птиц в лесу любить,
И не надо их ловить.
Птичьих гнезд не разорять,
В руки птенчиков не брать!
3
Безобразник:
Как будто бы вы себя в лесу ведете по-другому! Вы такие же, как я!
4
3 минуты
Безобразник рассказывает, что он обычно делает в лесу. Дети отвечают, можно ли это делать или нельзя. Эколята поясняют ответы.
Безобразник:
Если
я приду в лесок, то сорву ромашку.
Ответы детей.
1
Шалун:
Если рвать цветы, то в лесу будет некрасиво.
2
Безобразник:
Если съем я пирожок, то выброшу бумажку.
3
Дети:
Нет!
4
Елочка:
Нельзя сорить в лесу.
5
Безобразник:
Если
хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Ответы детей.
6
Шалун:
Птицы будут рады такому угощению.
7
Безобразник:
Если
ветку подвяжу, колышек поставлю?
Ответы детей.
8
Безобразник:
Если
разведу костер, то тушить не буду.
Ответы детей.
1
Елочка и Шалун вместе:
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
2
Шалун:
Так ты, оказывается, не знаешь правил поведения на природе!
3
Безобразник:
А существуют какие-то правила?
4
Шалун:
Конечно!
Дети, давайте расскажем о них Безобразнику.
Дети выходят в центр зала, рассказывают о правилах поведения на природе и показывают соответствующие знаки. Затем отдают знаки Безобразнику.
5
Безобразник:
Спасибо,
что вы меня познакомили с правилами поведения на природе.
Я и сам больше не буду безобразничать, и другим
не дам. Побегу в лес, поправлю муравейник, который развалил,
и расставлю знаки.
Безобразник убегает. Лесная фея благодарит детей, хвалит их за заботу о природе. Воспитанники старшей и подготовительной групп выходят в центр зала, выстраиваются полукругом и по очереди читают строки из стихотворения В. Степанова «Необъятная страна».
6
1-й ребенок:
Если
долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
7
2-й ребенок:
То увидим
мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы...
8
3-й ребенок:
Мы увидим
даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Дети исполняют песню «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).
9
10 минут
Елочка:
Шалун, мы с тобой очень любим природу, бережем ее. Природе всегда нужны помощники и защитники.
1
Шалун:
Ребята,
а вы хотите оберегать природу и быть нашими друзьями?
Ответы детей.
2
Елочка:
А хотите
стать эколятами?
Ответы детей.
3
Шалун:
Для этого
нужно пройти посвящение и дать обещание всегда оберегать природу.
Воспитанники всех групп выстраиваются в общий хоровод. В центре его становятся Лесная фея, Шалун и Елочка. Воспитатели выносят значки и пилотки. Звучит «Гимн эколят – молодых защитников природы» (муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой). Воспитатели надевают детям пилотки и прикалывают значки. Лесная фея, Елочка, Шалун по очереди читают слова клятвы. Дети говорят в конце: «Клянусь, клянусь, клянусь!»
4
5 минут
Дети и участники читают все вместе.
Все участники:
Я
честный, добрый и заботливый человек.
Я хочу
вступить в ряды эколят.
Я люблю
всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев
наших меньших!
Я люблю
дышать чистым воздухом, поэтому обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать
новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу
пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому
обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю
гулять по красивым полям и лесам, поэтому обещаю убирать
за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы
и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая
в ряды эколят – юных защитников природы, я клянусь, что сделаю
все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь
все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных
и растениях.
Клянусь
нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
1
Эколята:
Поздравляем! Теперь вы тоже юные защитники природы! Помните об этом.
2