Участники
Ведущий,
дети.
Цель
Закрепить
представления детей о лесе как экосистеме.
Задачи
Закрепить
представления детей об «этажах леса», о взаимосвязи животных и растений; знания
о правилах поведения в лесу; закрепить названия деревьев, кустарников,
трав, грибов; обогатить чувственный опыт детей, используя различные
анализаторы; воспитывать осознанное отношение к природе в целом и к лесу в
частности; развивать умение работать в команде.
Материалы
Мультимедийная
презентация; фонограммы звуков – жужжание мухи, вой волка, кваканье лягушки,
шум воды, звук ветра, звук грома.
Оборудование
2
обруча; 2 магнитных доски и картинки; 2 корзинки и шишки; смайлики (грустный и
веселый) на каждого члена команды; 2 подноса, пиалы с ягодами или вареньем для
дегустации, одноразовые ложечки, салфетки; картинки на правила поведения в
лесу; два пакета с мусором; грамоты и призы для награждения.
Примерное время
45
минут.
Автор:
С.В. Кочергина, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 11 "Родничок"» г.
Касли Челябинской области.
Рекомендации
к проведению мероприятия:
5 минут
На экране заставка олимпиады с изображением леса и надпись «Лес – наше богатство».
Ведущий
Здравствуйте,
ребята! Приветствую всех участников интеллектуальной олимпиады. Встречаем
команды участников.
Под музыку в зал заходят команды, занимают свои места.
1
Ведущий
Уважаемые
участники и гости, наша олимпиада посвящена лесу. А судить нас будет
компетентное жюри.
Ведущий представляет членов жюри.
2
Ведущий
Настало время познакомиться с командами. Я объявляю первый конкурс – «Представление команд».
3
5 минут
Ведущий
предоставляет слово капитанам команд. Они по очереди представляют свои команды,
вместе с участниками команд озвучивают название и девиз, которые связаны с
тематикой олимпиады.
Участники озвучивают название и девиз своей команды.
Ведущий
Ребята,
сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в наш лес. А на чем же мы
доберемся до леса?
Дети предлагают варианты, на чем можно добраться до леса.
1
Ведущий
Ни за что
не догадаетесь. В лес мы поедем на лифте.
На экране появляются закрытые двери лифта и кнопки от 1 до 6.
2
Ведущий
Это
экологический лифт. Кнопки в нем расположены наоборот – самая верхняя кнопка –
это первый этаж, а самая нижняя – шестой этаж. Как вы думаете, почему мы
отправимся в лес на лифте?
Дети отвечают.
3
Ведущий
Правильно,
потому что лес – это многоэтажный дом для большого количества его обитателей. И
каждый обитатель любит жить на своем этаже. Мы с вами сейчас побываем на каждом
этаже леса, где нас ждут интересные задания. А за правильно выполненное задание
команды будут получать шишки.
Возле стола каждой команды расположена корзинка. После каждого правильно выполненного задания ведущий кладет шишку в корзинку.
4
Ведущий
Команды,
предлагаю вам встать в обруч, потому что лифт – это узкое помещение, а команды
у нас большие.
Команды встают в обруч, крепко обнимаются, ведут обратный отсчет – 3, 2, 1, 0. В это время звучит фонограмма едущего лифта, затем открывающихся дверей. На экране появляется верхний этаж леса – верхушки самых высоких деревьев.
5
5 минут
Ведущий
Мы с вами
поднялись на самый верхний этаж – первый. Вы знаете, что не все деревья могут
достигнуть такой высоты. У вас на столе есть смайлики – один веселый, другой
грустный. Я буду называть деревья, если это дерево растет на верхнем этаже, то
вы поднимаете веселый смайлик, а если нет – то грустный смайлик.
Ведущий перечисляет деревья: яблоня, груша, ель, малина, эвкалипт, шиповник, береза, вишня, осина, пальма, каштан, лимон, сосна, липа, дуб. Дети поднимают смайлики. Правильный ответ – сосна, ель.
1
Ведущий
Да, в
нашей местности так высоко растут два дерева – сосна и ель. Почему именно эти
деревья любят так высоко жить?
Дети отвечают.
2
Ведущий
Потому что
они светолюбивые. Приглашаю вас вновь занять места в лифте. Мы прибыли на
второй этаж.
На экране появляется картинка с лиственным лесом.
3
5 минут
Ведущий
Давайте
сначала вспомним, какие деревья живут на втором этаже?
Дети отвечают: береза, осина, рябина.
1
Ведущий
Самая
важная часть леса – это дерево. Без деревьев не может быть леса. Деревья нужны
каждому обитателю леса. Сейчас для каждой команды на экране будет появляться
изображение какого-то обитателя леса. Вы должны посовещаться и ответить, зачем
этому обитателю нужно дерево.
На экране
появляется изображение, а команды по очереди отвечают,
для чего дерево нужно белке, зайцу, жуку, птицам, художнику, человеку.
Правильные
ответы:
– белка – живет на дереве в дупле, собирает плоды;
– заяц – ест кору деревьев;
– жук – прячется в листьях и под корой, откладывает яйца на листьях и под
корой, питается;
– птицы – живут на деревьях, вьют гнезда, питаются плодами;
– художник – рисует дерево;
– человек – собирает плоды, использует древесину в качестве дров, материала для
различных изделий, делает лекарства, любуется красотой деревьев.
2
Ведущий
Занимайте
места в лифте, поднимаемся на третий этаж.
На экране появляются кустарники.
3
5 минут
Ведущий
Мы с вами
оказались на третьем этаже. Какие же растения живут на этом этаже?
Дети отвечают: кустарники – малина, черемуха, орешник, жимолость, шиповник.
1
Ведущий
Лес – одно
из прекраснейших явлений на свете. Чтобы лес увидеть, мало просто видеть. Лес
надо слышать, чувствовать и знать. Давайте прислушаемся и узнаем, какие звуки
мы можем услышать в лесу.
Задание
дается поочередно для каждой команды. На экране появляется знак вопроса и
звучит фонограмма звука, например жужжание мухи. Затем следует проверка правильного
ответа и на экране появляется соответствующая картинка – муха.
Звуки
леса:
– жужжание мухи;
– вой волка;
– кваканье лягушки;
– шум воды;
– звук ветра;
– звук грома.
2
Ведущий
Нам пора
переместиться на четвертый этаж. Садимся в лифт.
На экране появляются мелкие кустарники.
3
5 минут
Ведущий
Мы с вами
оказались на четвертом этаже. Какие же растения живут здесь?
Дети отвечают: мелкие кустарники – черничник, земляничник, брусничник.
1
Ведущий
Многие
кустарники, которые живут в лесу на третьем и на втором этаже, плодоносят, и их
плоды мы употребляем в пищу. Предлагаю вам провести дегустацию. А вы знаете,
что такое дегустация?
Дети отвечают.
2
Ведущий
Да, это
определение на вкус. Внимание, команды, на этих подносах представлены разные
дары леса. Ваша задача – угадать, что это.
На
подносах расположены пиалы с ягодами или с вареньем из лесных ягод:
малина, земляника, черника, клубника, брусника, клюква, шиповник, рябина,
облепиха, черемуха. Дети пробуют их на вкус и определяют, что это за ягоды.
3
Ведущий
Внимание,
задание четвертого этажа выполнено, опускаемся на пятый этаж.
На экране появляются травы, цветы, грибы.
4
5 минут
Ведущий
Давайте
вспомним, какие растения живут на этом этаже.
Дети вспоминают названия трав, цветов и грибов.
1
Ведущий
На этом
этаже мы с вами задержимся подольше. Когда мы приходим в лес, то находимся
именно на этом этаже. Очень важно уметь себя правильно вести в лесу. И поэтому
следующее задание будет связано с правилами поведения в лесу. Каждая команда
получает картинки, на которых изображено неправильное поведение людей в лесу.
Вы должны внимательно посмотреть, определить, что неправильно делают персонажи,
и сказать, как нужно правильно себя вести в лесу.
Картинки с
неправильным поведением в лесу:
– девочка и мальчик несут домой ежика и гнездо с птенцами (нельзя диких
животных и птиц уносить домой из леса, они не смогут выжить в неволе);
– дети слушают громкую музыку (нельзя шуметь в лесу, это вызывает беспокойство
лесных жителей);
– мальчики бьют стеклянные бутылки (можно пораниться самим и могут пораниться
обитатели леса);
– дети разожгли костер (огонь опасен для людей и диких животных, лесные пожары
очень трудно остановить);
– дети пинают и топчут мухоморы и несъедобные грибы (эти грибы являются пищей и
лекарством для животных);
– девочка собрала охапку цветов (цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах).
2
5 минут
Ведущий
Я очень
рада, что вы знаете, как себя нужно правильно вести в лесу, и верю, что вы себя
так и ведете. Но, к сожалению, не все люди правильно себя ведут. На этой поляне
нужно прибраться. Предлагаю каждой команде собрать мусор. Первый участник
команды поднимает один предмет, передает по цепочке его дальше, а последний
складывает мусор в мусорный мешок.
Ведущий кладет на пол два обруча. В обручи раскидывает разный мусор: мятую бумагу, пластиковые баночки, пакеты и т. д. Дети собирают мусор по принципу конвейера.
1
Ведущий
Ребята,
как вы думаете, лес может обойтись без человека?
Дети отвечают.
2
Ведущий
А человек
сможет ли прожить без леса?
Дети отвечают.
3
Ведущий
Лес дает нам самый главный дар. Он нужен каждому человеку, и на поднос мы его положить не можем. Что же это такое? Это воздух. Поэтому мы все обязаны беречь и сохранять лес.
4
5 минут
Ведущий
Наше
путешествие подходит к концу. Мы с вами многое знаем о лесе. Чтобы до конца
понять, что же такое лес, давайте сделаем коллаж. Перед вами для каждой команды
стоит магнитная доска, на столе лежат картинки с различными изображениями. Вы
должны выбрать те картинки, на которых нарисованы обитатели нашего леса, и
расположить их на доске.
Дети составляют коллаж. Убирают лишние картинки, которые не соответствуют лесу, например картинки с пальмой, верблюдом, страусом, черепахой и др. Ведущий рассматривает коллажи и подводит итог.
1
Ведущий
Лес – это
дом для животных, птиц, насекомых, растений. К нему нужно бережно относиться и
приходить туда как гость, а не как хозяин. Наше путешествие подошло к концу.
Садитесь в лифт и отправимся в садик.
Жюри подсчитывает шишки в корзинках, подводит итог по номинациям: «Лучшие друзья леса», «Лучшие знатоки леса».
2
Ведущий
Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы показали правильное отношение к природе и к лесу. У вас замечательные дружные и сплоченные команды. До новой встречи на следующей олимпиаде.
3