Сценарий интеллектуальной олимпиады на тему «Лес» для детей старшего дошкольного возраста

Участники

Ведущий, дети.

Цель

Закрепить представления детей о лесе как экосистеме.

Задачи

Закрепить представления детей об «этажах леса», о взаимосвязи животных и растений; знания о правилах поведения в лесу; закрепить названия деревьев, кустарников, трав, грибов; обогатить чувственный опыт детей, используя различные анализаторы; воспитывать осознанное отношение к природе в целом и к лесу в частности; развивать умение работать в команде.

Материалы

Мультимедийная презентация; фонограммы звуков – жужжание мухи, вой волка, кваканье лягушки, шум воды, звук ветра, звук грома.

Оборудование

2 обруча; 2 магнитных доски и картинки; 2 корзинки и шишки; смайлики (грустный и веселый) на каждого члена команды; 2 подноса, пиалы с ягодами или вареньем для дегустации, одноразовые ложечки, салфетки; картинки на правила поведения в лесу; два пакета с мусором; грамоты и призы для награждения.

Примерное время

45 минут.

Автор: С.В. Кочергина, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 11 "Родничок"» г. Касли Челябинской области.

 Рекомендации к проведению мероприятия:

  • создайте игровую ситуацию – путешествие в лифте. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу, но на необычном для путешествия средстве передвижения – на лифте. Представьте лес на олимпиаде как многоэтажный дом, в котором живут его обитатели. Кнопки лифта расположите наоборот: верхняя – 1, нижняя – 6. Это соответствует научной классификации ярусов леса. Первый ярус – высокие деревья, второй ярус – низкие деревья, третий ярус – кустарники, четвертый ярус – кустарнички, пятый ярус – мхи, травы, грибы;
  • сопроводите презентацию звуковыми эффектами. Например, ведущий «нажимает» нужную кнопку, при помощи анимации кнопка «загорается» (меняет цвет), идет звук движущегося лифта и открывающихся дверей. Смена слайдов происходит с помощью перехода «Двери». При перемещении с этажа на этаж предлагайте участникам новое задание;
  • за правильно выполненные задания выдавайте командам шишки. В конце олимпиады наградите победителей по номинациям, так как дети старшего дошкольного возраста очень сложно переживают проигрыш. Отдельно наградите капитанов команд. Определите лучшего игрока команды.

Приветствие

5 минут

На экране заставка олимпиады с изображением леса и надпись «Лес – наше богатство».

Ведущий

Здравствуйте, ребята! Приветствую всех участников интеллектуальной олимпиады. Встречаем команды участников.

Под музыку в зал заходят команды, занимают свои места.

1

Ведущий

Уважаемые участники и гости, наша олимпиада посвящена лесу. А судить нас будет компетентное жюри.

Ведущий представляет членов жюри.

2

Ведущий

Настало время познакомиться с командами. Я объявляю первый конкурс – «Представление команд».

3

Задание 1 «Представление команд»

5 минут

Ведущий предоставляет слово капитанам команд. Они по очереди представляют свои команды, вместе с участниками команд озвучивают название и девиз, которые связаны с тематикой олимпиады.
Участники озвучивают название и девиз своей команды.

Ведущий

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в наш лес. А на чем же мы доберемся до леса?

Дети предлагают варианты, на чем можно добраться до леса.

1

Ведущий

Ни за что не догадаетесь. В лес мы поедем на лифте.

На экране появляются закрытые двери лифта и кнопки от 1 до 6.

2

Ведущий

Это экологический лифт. Кнопки в нем расположены наоборот – самая верхняя кнопка – это первый этаж, а самая нижняя – шестой этаж. Как вы думаете, почему мы отправимся в лес на лифте?

Дети отвечают.

3

Ведущий

Правильно, потому что лес – это многоэтажный дом для большого количества его обитателей. И каждый обитатель любит жить на своем этаже. Мы с вами сейчас побываем на каждом этаже леса, где нас ждут интересные задания. А за правильно выполненное задание команды будут получать шишки.

Возле стола каждой команды расположена корзинка. После каждого правильно выполненного задания ведущий кладет шишку в корзинку.

4

Ведущий

Команды, предлагаю вам встать в обруч, потому что лифт – это узкое помещение, а команды у нас большие.

Команды встают в обруч, крепко обнимаются, ведут обратный отсчет – 3, 2, 1, 0. В это время звучит фонограмма едущего лифта, затем открывающихся дверей. На экране появляется верхний этаж леса – верхушки самых высоких деревьев.

5

Задание 2 «Какие растения живут на первом этаже»

5 минут

Ведущий

Мы с вами поднялись на самый верхний этаж – первый. Вы знаете, что не все деревья могут достигнуть такой высоты. У вас на столе есть смайлики – один веселый, другой грустный. Я буду называть деревья, если это дерево растет на верхнем этаже, то вы поднимаете веселый смайлик, а если нет – то грустный смайлик.

Ведущий перечисляет деревья: яблоня, груша, ель, малина, эвкалипт, шиповник, береза, вишня, осина, пальма, каштан, лимон, сосна, липа, дуб. Дети поднимают смайлики. Правильный ответ – сосна, ель.

1

Ведущий

Да, в нашей местности так высоко растут два дерева – сосна и ель. Почему именно эти деревья любят так высоко жить?

Дети отвечают.

2

Ведущий

Потому что они светолюбивые. Приглашаю вас вновь занять места в лифте. Мы прибыли на второй этаж.

На экране появляется картинка с лиственным лесом.

3

Задание 3 «Для чего нужно дерево»

5 минут

Ведущий

Давайте сначала вспомним, какие деревья живут на втором этаже?

Дети отвечают: береза, осина, рябина.

1

Ведущий

Самая важная часть леса – это дерево. Без деревьев не может быть леса. Деревья нужны каждому обитателю леса. Сейчас для каждой команды на экране будет появляться изображение какого-то обитателя леса. Вы должны посовещаться и ответить, зачем этому обитателю нужно дерево.

На экране появляется изображение, а команды по очереди отвечают,
для чего дерево нужно белке, зайцу, жуку, птицам, художнику, человеку.

Правильные ответы:
– белка – живет на дереве в дупле, собирает плоды;
– заяц – ест кору деревьев;
– жук – прячется в листьях и под корой, откладывает яйца на листьях и под корой, питается;
– птицы – живут на деревьях, вьют гнезда, питаются плодами;
– художник – рисует дерево;
– человек – собирает плоды, использует древесину в качестве дров, материала для различных изделий, делает лекарства, любуется красотой деревьев.

2

Ведущий

Занимайте места в лифте, поднимаемся на третий этаж.

На экране появляются кустарники.

3

Задание 4 «Звуки леса»

5 минут

Ведущий

Мы с вами оказались на третьем этаже. Какие же растения живут на этом этаже?

Дети отвечают: кустарники – малина, черемуха, орешник, жимолость, шиповник.

1

Ведущий

Лес – одно из прекраснейших явлений на свете. Чтобы лес увидеть, мало просто видеть. Лес надо слышать, чувствовать и знать. Давайте прислушаемся и узнаем, какие звуки мы можем услышать в лесу. 

Задание дается поочередно для каждой команды. На экране появляется знак вопроса и звучит фонограмма звука, например жужжание мухи. Затем следует проверка правильного ответа и на экране появляется соответствующая картинка – муха.

Звуки леса:
– жужжание мухи;
– вой волка;
– кваканье лягушки;
– шум воды;
– звук ветра;
– звук грома.

2

Ведущий

Нам пора переместиться на четвертый этаж. Садимся в лифт.

На экране появляются мелкие кустарники.

3

Задание 5 «Дегустация»

5 минут

Ведущий

Мы с вами оказались на четвертом этаже. Какие же растения живут здесь?

Дети отвечают: мелкие кустарники – черничник, земляничник, брусничник.

1

Ведущий

Многие кустарники, которые живут в лесу на третьем и на втором этаже, плодоносят, и их плоды мы употребляем в пищу. Предлагаю вам провести дегустацию. А вы знаете, что такое дегустация?

Дети отвечают.

2

Ведущий

Да, это определение на вкус. Внимание, команды, на этих подносах представлены разные дары леса. Ваша задача – угадать, что это.

На подносах расположены пиалы с ягодами или с вареньем из лесных ягод:
малина, земляника, черника, клубника, брусника, клюква, шиповник, рябина,
облепиха, черемуха. Дети пробуют их на вкус и определяют, что это за ягоды.

3

Ведущий

Внимание, задание четвертого этажа выполнено, опускаемся на пятый этаж.

На экране появляются травы, цветы, грибы.

4

Задание 6 «Правила поведения в лесу»

5 минут

Ведущий

Давайте вспомним, какие растения живут на этом этаже.

Дети вспоминают названия трав, цветов и грибов.

1

Ведущий

На этом этаже мы с вами задержимся подольше. Когда мы приходим в лес, то находимся именно на этом этаже. Очень важно уметь себя правильно вести в лесу. И поэтому следующее задание будет связано с правилами поведения в лесу. Каждая команда получает картинки, на которых изображено неправильное поведение людей в лесу. Вы должны внимательно посмотреть, определить, что неправильно делают персонажи, и сказать, как нужно правильно себя вести в лесу.

Картинки с неправильным поведением в лесу:
– девочка и мальчик несут домой ежика и гнездо с птенцами (нельзя диких животных и птиц уносить домой из леса, они не смогут выжить в неволе);
– дети слушают громкую музыку (нельзя шуметь в лесу, это вызывает беспокойство лесных жителей);
– мальчики бьют стеклянные бутылки (можно пораниться самим и могут пораниться обитатели леса);
– дети разожгли костер (огонь опасен для людей и диких животных, лесные пожары очень трудно остановить);
– дети пинают и топчут мухоморы и несъедобные грибы (эти грибы являются пищей и лекарством для животных);

– девочка собрала охапку цветов (цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах).

2

Задание 7 «Соберем мусор»

5 минут

Ведущий

Я очень рада, что вы знаете, как себя нужно правильно вести в лесу, и верю, что вы себя так и ведете. Но, к сожалению, не все люди правильно себя ведут. На этой поляне нужно прибраться. Предлагаю каждой команде собрать мусор. Первый участник команды поднимает один предмет, передает по цепочке его дальше, а последний складывает мусор в мусорный мешок.

Ведущий кладет на пол два обруча. В обручи раскидывает разный мусор: мятую бумагу, пластиковые баночки, пакеты и т. д. Дети собирают мусор по принципу конвейера.

1

Ведущий

Ребята, как вы думаете, лес может обойтись без человека? 

Дети отвечают.

2

Ведущий

А человек сможет ли прожить без леса? 

Дети отвечают.

3

Ведущий

Лес дает нам самый главный дар. Он нужен каждому человеку, и на поднос мы его положить не можем. Что же это такое? Это воздух. Поэтому мы все обязаны беречь и сохранять лес.

4

Задание 8 «Составим коллаж»

5 минут

Ведущий

Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами многое знаем о лесе. Чтобы до конца понять, что же такое лес, давайте сделаем коллаж. Перед вами для каждой команды стоит магнитная доска, на столе лежат картинки с различными изображениями. Вы должны выбрать те картинки, на которых нарисованы обитатели нашего леса, и расположить их на доске.

Дети составляют коллаж. Убирают лишние картинки, которые не соответствуют лесу, например картинки с пальмой, верблюдом, страусом, черепахой и др. Ведущий рассматривает коллажи и подводит итог.

1

Ведущий

Лес – это дом для животных, птиц, насекомых, растений. К нему нужно бережно относиться и приходить туда как гость, а не как хозяин. Наше путешествие подошло к концу. Садитесь в лифт и отправимся в садик.

Жюри подсчитывает шишки в корзинках, подводит итог по номинациям: «Лучшие друзья леса», «Лучшие знатоки леса».

2

Ведущий

Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы показали правильное отношение к природе и к лесу. У вас замечательные дружные и сплоченные команды. До новой встречи на следующей олимпиаде.

3