Как организовать на территории детского сада экологическую тропу

ФГОС ДО требует, чтобы педагоги использовали образовательный потенциал территории детского сада. На экологическом маршруте дошкольники могут познавать окружающий мир, наблюдать и взаимодействовать с объектами живой и неживой природы.

Как создать экологическую тропу

Чтобы создать экологическую тропу соберите фольклорный и биолого-экологический материал о природных объектах, которые есть на территории детского сада. Старайтесь максимально использовать ее, чтобы разработать экскурсионную программу.

Для каждого месяца и объекта продумайте содержание образовательной деятельности. Педагоги могут читать детям сказки и рассказы, которые связаны с конкретным объектом, и загадывать загадки по теме. Воспитатели могут рисовать и лепить вместе с детьми объекты экологической тропы, организовывать пальчиковые и подвижные игры, а также сюжетно-ролевые игры. Также могут соорудить с детьми домики для птиц, собирать опавшие ветки, шишки, а также проводить экологические акции.

Благодаря содержательной деятельности дети познакомятся с природой и ее процессами, изучат живые объекты в естественном природном окружении, получат навыки простейших исследований, смогут выявить на элементарном уровне местные экологические проблемы и попытаются решить их.

Педагоги должны организовать на экологической тропе экскурсии с учетом особенностей времени года. На экологических экскурсиях дошкольники узнают об особенностях природы и фольклора родного города, изучат многообразие растений и насекомых. Подберите с педагогами тематику объектов так, чтобы дети понимали необходимость беречь и охранять природу. Это сформирует у детей основы экологической культуры.

В ходе совместной с детьми деятельности педагоги используют разнообразные методы и приемы. Их выбор зависит от возрастной группы детей. Все они должны обеспечить непосредственное участие воспитанников, стимулировать их интерес и дать возможность проявить себя.

Нужно позволить самым любознательным дошкольникам выступить в роли экскурсоводов, проводить познавательные игры на лесной поляне, про животных леса. Воспользуйтесь готовым планом работы на экологической тропе со старшими дошкольниками.

Как использовать объекты экологической тропы

Организуйте занятия с воспитанниками на экологическом маршруте в летний период. Для этого подготовьте объекты, которые помогут развить у них наблюдательность, любознательность, воображение. Далее читайте о каждом объекте.

Стенд-план

Отправной пункт маршрута, который помогает дошкольникам ориентироваться на территории ДОО, формирует представление о богатстве окружающего мира. 

На стенде схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Старшие дошкольники воспринимают местность в виде модели. Дети делятся на подгруппы и определяют свое местонахождение на плане.

Старый пень

Первый игровой объект экологической тропы, к которому подходят дети – старый пень. Около него они находят подсказку, куда идти дальше. Этот момент мотивирует их на дальнейшую деятельность.

Объект интересен и прост. Если на участке срубили засохшее дерево, не спешите выкорчевывать пень – превратите его в сказочного героя.

Рябиновая роща

На этом объекте дети сравнивают рябину с другими деревьями. Педагог обращает их внимание на то, как в течение года меняются листья, ствол, ветки. Рассказывает о том, что о деревьях необходимо заботиться, тогда на них вырастет много плодов. Спрашивает дошкольников: «Кто питается плодами рябины?»

Воспитанники исследуют листья и ягоды и узнают, почему ягоды рябины красные. Вместе с воспитателем дети собирают опавшие ветки в рябиновой роще. С младшими дошкольниками педагог может провести игру «Кто быстрей найдет такой же листочек, какой я покажу».

Лекарственные травы

На этом участке маршрута воспитатель знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами.С младшими дошкольниками педагог проводит беседу «Почему этот цветок так называют?», дыхательную гимнастику «Как пахнет цветочек?».

Со старшими дошкольниками педагог организует игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Остановись у отгадки», «Каких растений здесь не может быть».

Эти упражнения формируют правильное экоповедение: воспитанники приходят к выводу, что с незнакомыми травами нужно обращаться осторожно. Вместе с воспитателем дети поливают растения.

Лиственничный лес

Лиственница – полезное растение на территории ДОО. В жаркую погоду дети могут укрыться под тенью, подышать хвойным воздухом. 

Дошкольники вместе с воспитателем собирают на объекте опавшие ветки и шишки для поделок. Педагог рассказывает им, кто живет в лиственничном лесу, проводит подвижную игру «Ловишки», предлагает отгадать загадки на тему «Что есть в лесу?». Затем в группе дети рисуют пейзаж «Красивое дерево лиственница».

Скворечник

На объекте «Скворечник» педагог рассказывает детям, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дошкольники наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Общение с пернатыми всегда вызывает у дошкольников положительные эмоции.

Наблюдения в течение года за этим объектом формируют целостную картину мира: дети узнают о богатстве животного и растительного мира летом и о том, как «засыпает» природа зимой.

Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию «Птичья семья», проводит игру «Птицы и птенчики». Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дошкольники подкармливают птиц.

Также педагог может прочитать им стихотворения, сказки, рассказы о птицах и загадывать загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Затем в группе лепят для них угощения и строят домики.

Муравейник

На этом объекте дети узнают, для чего и как муравьи строят муравейник, почему нельзя его разорять, рассматривают его схемы. Воспитатель рассказывает, чем питаются муравьи, а также проводит игры, в ходе которых дети понимают, что у муравьев есть семья и обижать их нельзя.

Березовая роща

На этом объекте у дошкольников появляется возможность проявить заботу о природе – собрать упавшие ветки, очистить рощу, чтобы трава лучше росла и в ней жили насекомые. Дети наблюдают за березами разного возраста, толщины, рассматривают наросты на стволах.

С младшими дошкольниками воспитатель беседует о строении дерева, проводит подвижную игру «Кто быстрей добежит до березки». Дошкольники рассматривают насекомых в березовой роще.

Со старшими дошкольниками педагог организует сюжетно-ролевую игру «Прогулка в лес с семьей». Дети участвуют в экологической акции «Помоги природе».

Место посиделок

На месте посиделок дошкольники играют в познавательные игры и выполняют упражнения на расслабление. Воспитатель проводит досуги на экологические темы, сюжетно-ролевые игры, например «Прогулка в лес с семьей».

Также на объекте педагог проводит с детьми беседы на тему «Как вести себя на природе», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?», а также читает экологические сказки, например Д. Мамина-Сибиряка «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост».

Лесное озеро

Озеро – один из любимых детских объектов. Здесь воспитанники знакомятся со свойствами воды, его обитателями – уточками, наблюдают за водомерками, очищают берега от веток и опавших листьев.

Сад и огород

Этот объект представляет собой огород на открытом и освещенном пространстве. Каждая посадка обозначена табличкой: «Огурцы», «Кабачки», «Укроп», «Лук», «Клубника». Дети старших групп сажают для детей младших групп морковь, лук, укроп, салат, петрушку. Их можно употреблять в пищу весной и осенью.

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к труду и исследованиям, решить эстетические задачи, педагоги должны отказаться от традиционных грядок и оформить сюжетный огород в виде солнышка. Дети узнают на нем, как ухаживать за растениями, чем полезны овощи и фрукты, с удовольствием рыхлят землю возле рассады, поливают ее.

С младшими дошкольниками воспитатель проводит наблюдение «Кто трудится на огороде», беседу на тему «Что можно приготовить из овощей?», задает детям вопрос «Что растет в огороде?». Со старшими дошкольниками педагог организует сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин», свободное общение на тему «Инструменты садовника», подвижную игру-эстафету «Кто быстрее соберет овощи на грядке».

Цветник

На цветнике дети ухаживают за цветами, а также наблюдают за насекомыми, которые прилетают собирать нектар. Воспитатель обсуждает с ними, чем питаются насекомые.

Младшим дошкольникам педагог читает рассказ С. Григорьева «Бабушкин садик» и предлагает составить рассказ «Расскажи про любимый цветок», зарисовать цветы на клумбе. Со старшими дошкольниками воспитатель проводит дыхательную гимнастику «Понюхай цветок», предлагает отгадать загадки о цветах, организует сюжетно-ролевую игру «Цветовод».

Фитоогород

Огород должен находиться на солнечной стороне детского сада, а территория огорожена низким заборчиком. Здесь воспитатели старшей и подготовительной групп знакомят детей с фитотравами. Воспитанники изучают, из каких частей состоят растения, сравнивают по запаху чабрец, мяту и шалфей.

Педагоги организуют наблюдение за растениями, рассказывают о полезных свойствах, предлагают дошкольникам освободить растения от сорняков, разрыхлить землю, убрать сухую траву.

Когда фитотравы вырастают, воспитатели организуют фитогостиную, где дети перебирают травы. Затем педагог заваривает отобранные растения и организует в группе чаепитие.

Знаки

С помощью знаков педагоги учат дошкольников общаться с природой. Правила общения указаны на знаках у каждого объекта экологической тропы.

Пара знаков предлагает сделать выбор: например, «Сорви цветок» или «Понюхай, как вкусно пахнут цветы». Дети у объекта «Знаки» размышляют, обсуждают и демонстрируют взрослым свой выбор. Так в детском саду педагоги смогут воспитать у дошкольников осознанное, бережное отношение к природе.

Старый пень

В конце пути педагоги должны использовать сюрпризный момент. Дошкольники возвращаются к «старому пню». Он рассказывает им интересную историю на экологическую тему, делает «лесной» подарок: шишки, листья, семена растений.

Как организовать экскурсии по экотропе

Чтобы создать благоприятную обстановку и познакомить дошкольников с детским садом, организуйте экскурсии по территории. Порекомендуйте воспитателям использовать любые природные и искусственные объекты на территории и включать их в программу экскурсии в рамках экологического воспитания дошкольников.

В ходе предварительной работы педагоги проводят с детьми беседу, чтобы рассказать о задачах экскурсии, разучить информацию об объекте экотропы, о котором будет рассказывать дошкольник-экскурсовод. Чтобы участникам экскурсии было интересно, педагоги продумывают, как преподнести им эту информацию. Например, посоветуйте готовить с детьми небольшие постановки, проводить игры-драматизации.

Экскурсии по экотропе помогут педагогам повысить речевую активность дошкольников, совершенствовать их коммуникативные навыки и расширить элементарные экологические знания. В ходе выступлений на экскурсии от лица персонажа дети будут учиться справляться с робостью, неуверенностью в себе, ведь они будут говорить не от своего имени, а играть роль. Раздайте педагогам готовые памятки

С помощью экскурсий по экотропе педагоги смогут познакомить детей с объектами и явлениями природы. Образовательная деятельность в форме экскурсий по экотропе соответствует принципам ФГОС и предоставляет возможность организовать увлекательные занятия с детьми. Например, организуйте с детьми театрализованную экскурсию по экологической тропе. Театральные экскурсии по экотропе помогут педагогам повысить речевую активность дошкольников, совершенствовать их коммуникативные навыки и расширить элементарные экологические знания. Воспользуйтесь готовым образцом

Какие виды деятельности организовать на экскурсии

Обычно на экскурсии дети следуют за ведущим, слушают его и смотрят на то, что он показывает. Чтобы вовлечь воспитанников в совместную деятельность, поддержать их познавательный интерес к новым объектам, в программе экскурсии следует предусмотреть разные виды детской деятельности.

Игровая деятельность

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, поэтому в программе экскурсии она должна занимать центральное место. Порекомендуйте педагогам организовать с воспитанниками тематические игры-драматизации, сюжетно-ролевые и дидактические игры, викторины, мини-квесты. При этом каждая игра должна соответствовать возрасту детей, которые в ней участвуют.

Познавательно-исследовательская деятельность

Данному виду деятельности следует отвести в программе экскурсии не меньше времени, чем игровой. Среди основных задач экскурсии по экотропе – познакомить дошкольников с новыми объектами, научить наблюдать за ними и выделять характерные для этих объектов признаки.

Посоветуйте педагогам в ходе экскурсии провести с детьми экскурс-беседу по объектам экотропы, предложить совместно решить проблемную ситуацию, принять участие в театральном уроке-спектакле, где зритель становится участником, или организовать опыты.

Двигательная деятельность

Во время экскурсии по экотропе все внимание детей приковано к объектам, они общаются, обсуждают, отвечают на вопросы. Чтобы на время переключить их внимание, следует организовывать динамические паузы. Порекомендуйте педагогам провести театральную зарядку, физкультминутку, а также дыхательную гимнастику, подвижные игры и эстафеты.

Изобразительная деятельность

Нарисовать объекты, которые понравились, дети могут после экскурсии в группе или прямо во время прогулки на асфальте. Также педагоги могут предложить им заранее изготовить билеты и афиши, а потом в начале экскурсии обыграть момент отрыва контроля у экскурсионного билета. Эти билеты дошкольники смогут забрать домой и показать родителям, когда будут рассказывать о мероприятии.

Восприятие художественной литературы

Чтобы рассказать об объектах экотропы в интересной для детей форме, порекомендуйте педагогам заранее подобрать стихи, загадки, приметы, короткие рассказы. В ходе экскурсии педагоги могут сделать остановку на «Читательской скамейке», чтобы познакомить воспитанников с произведениями русских и зарубежных писателей.

Коммуникативная деятельность

Этот вид деятельности является базовым для других видов детской деятельности. Поэтому на протяжении всей экскурсии дети общаются друг с другом и педагогом, беседуют, рассуждают, делают выводы.

Как закрепить результаты после экскурсии

После экскурсии необходимо закрепить знания и впечатления детей, которые они получили на прогулке. Для этого педагогам следует продолжить работу с дошкольниками в группе и обсудить объекты экотропы. Так они вместе смогут восстановить в памяти весь ход экскурсии, подробно разобрать вопросы, которые затронули на прогулке.

В ходе рефлексии педагоги узнают, какая деятельность на экскурсии понравилась и запомнилась дошкольникам больше других, что было самым интересным, а что вызвало трудности. Отразить свои впечатления от экскурсии дошкольники могут в изобразительной деятельности. Также можно предложить им сделать поделки из природного материала, который они собрали в ходе экскурсии.