Конспект познавательного занятия для старших групп «Насекомые летом»

Участники

Воспитатель, дети старшей группы, Летик.

Цель

Сформировать представление о том, что насекомые – самый многочисленный класс животных.

Задачи

Рассказать о жизни насекомых летом, чем они вредны человеку и чем полезны. Объяснить правила взаимодействия с насекомыми. рассказать об отдельных видах насекомых: пчелах, бабочках, божьей коровке. Пополнить словарь новыми понятиями: «членистоногие», «шестилапые», «беспозвоночные», «энтомолог». Сформировать умение складывать простые числа, развивать наблюдательность, стремление узнавать новое.

Материалы

Картинка-схема строения насекомого; изображения разных видов насекомых; пуговицы разных цветов; раскраски или контуры насекомых (для коллективного творчества).

Примерное время

25 минут

Вступительная часть

4 минуты

Воспитатель

Здравствуйте, ребята! Кто помнит, что мы изучали ранее с Летиком?

Дети отвечают: ранее мы узнавали с Летиком о птицах, животных.

1

Воспитатель

Правильно, а кто еще, кроме зверей и птиц, ведет летом активную жизнь?

Дети отвечают: насекомые.

2

Воспитатель

Правильно, давайте узнаем об их жизни поподробней. А в этом нам поможет Летик.

3

Летик

Лето – любимое время года для насекомых! Как вы думаете, почему?

4

Дети

Летом тепло, у насекомых много еды: лепестков, травы, нектара.

5

Летик

Правильно. Именно летом из куколок выводятся бабочки, муравьи строят муравейники, а труженицы пчелки собирают мед. Насекомых очень много. По мнению ученых, существует около 3 миллионов видов насекомых, хотя описано и изучено пока около 1 миллиона. А кто скажет, по каким признакам можно узнать насекомое?

6

Дети

У насекомых есть усы, много ног.

Летик показывает картинку-схему строения насекомого.

7

Летик

Правильно. Отличительные признаки насекомых – одна пара усиков, три отдела тела – голова, грудь и брюшко, три пары ног. Запомните, ребята, у насекомых три пары ног, то есть шесть лапок.

8

Основная часть

7 минут

Летик

Дети, когда на растениях раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра они копошатся в цветках. Их привлекают нектар и пыльца, аромат и окраска цветка. Но вот кто кого выбирает – насекомое цветок или цветок насекомое – большой вопрос! Многие цветы хотят быть опыленными только определенными насекомыми.

Летик показывает карточку с изображениями разных видов насекомых.

1

Летик

Часто цветы «хитрят» для того, чтобы привлечь насекомое. Например, некоторые цветки устроены так, что насекомое не может выбраться наружу из «лабиринта», минуя место, где на лапки обязательно приклеится пыльца. Есть совпадение между устройством цветка и насекомыми, которые на него прилетают. На цветках клевера чаще других можно встретить шмеля и пчелу. Лишь шмель своим длинным хоботком может добыть нектар, спрятанный на дне трубочек-венчиков, а пчелам для этого приходится прокусывать цветки. А как насекомые помогают людям?

2

Дети

Пчелы дают мед.

3

Летик

Правильно, но не только. Хищные насекомые (жужелицы, божьи коровки) поедают вредителей садов, полей и огородов. А гусеница тутового шелкопряда плетет кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шелковой нити длиной от 300 до 1500 м. Ее используют для производства шелка. А чем полезны пчелиный воск и мед?

Дети отвечают: мед вкусный, сладкий и целебный. Пчелиный воск применяется в медицине.

4

Летик

Правильно. А могут насекомые нанести человеку вред?

Дети высказывают предположения, основываясь на личном опыте, например, комары, слепни кусаются.

5

Летик

Есть насекомые, которые поедают посевы и даже деревянные постройки. Почти все насекомые – летающие животные, совсем не летающих насекомых мало. А изучают всю эту мошкару ученые-энтомологи. Давайте вместе повторим это словосочетание.

Дети несколько раз повторяют словосочетание «ученые-энтомологи».

6

Летик

Дети, а как вы считаете, какие насекомые самые красивые, разноцветные?

Дети отвечают каждый по своему, например, бабочка.

7

Летик

Каких бабочек вы знаете?

Дети отвечают.

8

Летик

Самые красивые бабочки: павлиний глаз, названная так за пятнышки на крыльях, адмирал, махаон.

9

Коллективное художественное творчество

5 минут

Дети вместе с воспитателем рассматривают поделки насекомых из разноцветных пуговиц. Затем они пытаются самостоятельно, по готовому контуру, раскраске, собрать из пуговиц насекомых. Также параллельно педагог задает дошкольникам вопросы.

Воспитатель

Дети, сколько у насекомых лапок?

Дети отвечают: три пары лапок.

1

Воспитатель

Три пары – это сколько всего? Как узнать?

Дети: надо сложить три раза по два. Всего получается шесть лапок.

2

Воспитатель

Правильно. У насекомых всегда шесть лапок. Найдите среди поделок гусеницу и рассмотрите ее. У нее шесть лапок?

Дети: нет, больше.

3

Воспитатель

А гусеница – насекомое?

Дети высказывают свое предположение. Далее обращаются за помощью к Летику.

4

Дети

Летик, подскажи!

5

Описание характеристик насекомых

5 минут

Летик

Дети, гусеница – это куколка (личинка) насекомого, например, бабочки. И когда внутри куколки полностью сформируется бабочка, она выйдет наружу и будет прекрасным насекомым. С шестью лапками.

1

Воспитатель

Ребята, найдите среди поделок божью коровку.

Дети рассматривают поделку «Божья коровка».

2

Воспитатель

Как вы думаете, почему это насекомое так необычно называется?

Дети делают свои предположения и снова обращаются за помощью к Летику.

3

Летик

В саду, огороде, в лесу, на лугу и в поле встречается много божьих коровок. Этого красного жучка с черными точечками на спинке любят и дети, и взрослые. Насекомое приносит большую пользу: очищает посевы от тлей. Назвали жучка так благодаря биологической способности «давать молоко», как коровы: насекомое в случае опасности выделяет молокообразную жидкость, но не белого, а рыжего цвета. Божьих коровок избегают птицы и лягушки, ими не питаются даже пауки-тарантулы. Если же какая-то неосторожная птица рискнет проглотить божью коровку, то сильно обожжет свое горло этой ядовитой жидкостью. Но почему «божья»?

Дети высказывают предположения.

4

Летик

По народным поверьям, божья коровка обитает на небесах и спускается на землю изредка, в качестве доброго посланника, чтобы подсказать, какая будет погода или урожай зерновых. Она может спуститься на ладошку, чтобы услышать и исполнить заветную мечту человека. А что мы говорим, отпуская божью коровку?

Дети произносят закличку: «Божья коровка, улети на небо...»

5

Летик

В Германии божью коровку называют «жук Святой Марии Девы», в Англии – «Леди птичка». А еще в давние времена слово «божья» обозначало «безобидная, кроткая, мирная». Именно такими чертами наделена вызывающая чувство доверия и умиления божья коровка. Послушайте веселое стихотворение про этого жучка.

6

После описания насекомых Летик читает стихотворение «Божий бычок».

Летик

Коровкою божьей
Считают меня.
Мы с нею похожи,
Она мне – родня.
Да, в черненьких пятнах
Мой красный сюртук.
Коровке, понятно,
Я братец и друг.
Короткая стрижка,
И нравом я крут.
Зачем же мальчишку
Коровкой зовут?
Подбитая бровка
И мятый бочок.
Какая ж коровка?
Я – божий бычок!

7

Дидактическая игра

2 минуты

Под музыку Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля» дети бегают по группе (залу или площадке на территории ДОО), имитируя хлопотливые движения шмеля. Затем слушают сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и разыгрывают мини-представление по ее сюжету или отдельным эпизодам. Во время выступления показывают пуговичную поделку или картинку со своим персонажем.

1

Наблюдения на прогулке

2 минуты

Проводите наблюдения на прогулке как часть занятия, если позволяют погодные условия.
Воспитатель во время прогулки предлагает дошкольникам понаблюдать за жизнью насекомых. Дети рассматривают, как ползают и летают жуки, обращают внимание на божью коровку: как она ползет по руке, расправляет крылышки, улетает искать пищу. Затем смотрят за полетами бабочек: как они порхают, складывают крылышки, садятся на цветок.
Также воспитанники наблюдают за стрекозой: как она парит, зависает, подобно вертолету. Смотрят, как пчелы исследуют цветок, забираются внутрь лепестков за нектаром. Воспитатель еще раз напоминает им, какую пользу приносят пчелы, опыляя множество цветов.
Еще дети изучают муравейник.

Воспитатель

Дети, скажите, а из чего сделан муравейник?

Дети делают свои предположения.

1

Воспитатель

Дети, муравейник может быть сделан из веточек, хвоинок, коры, комочков почвы. Запомните ребята, шестилапые муравьи – большие труженики. Маленькие дырочки в муравейнике – это ходы лабиринта. Муравьи беспрестанно снуют и трудятся. Они живут дружно, не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи – мирные строители. Они никого не обидят, если не трогать их муравейник. А если его разрушить, могут облить виновника муравьиной кислотой. Воспитатель просит детей не мешать муравьям трудиться и обустраивать большой общий дом.

2

Заключительная часть

1 минута

Воспитатель подводит итоги занятия и спрашивает у детей.

Воспитатель

Дети объясните, как вы понимаете, что такое нектар? Почему всех насекомых называют шестилапыми? Кто такие энтомологи? Давайте вместе вспомним, как правильно вести себя с насекомыми.

Дети вспоминают, как надо вести себя с насекомыми: с осторожностью, чтобы не нанести вред животному и не пострадать самим, не обижать и не разорять их строения и домики.

1