Конспект познавательного занятия «Снег»

Участники

Воспитатель, дети.

Цель

Сформировать у дошкольников представление о зимнем времени года.

Задачи

Объяснить, когда и как появляется снег; закрепить понятия «глобус», «модель», «монолог», «земная ось», «полюс», «снежное облако», «температурный режим»; закрепить представления о природных явлениях — снеге, дожде; совершенствовать навыки коллективного творчества.

Материалы

Кукла Стужонок; картинки с изображением Стужонка и Снежного облака; грифельная переносная доска, цветной мел; заготовки шаблонов; цветная бумага, простой карандаш, клей, кисточка, большой лист плотной бумаги — для аппликации «Снеговик»; бумажные снежинки (или снежки из ваты), плетеные корзинки.

Оборудование

 

Примерное время

20—25 минут.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, изобразительная (аппликация).

Вступительная часть

2 минуты

Воспитатель показывает глобус детям.

Воспитатель

На предыдущем занятии Стужонок показал нам вот этот предмет. Что это?

Дети отвечают: «Это глобус — маленькая модель нашей Земли.»

1

Воспитатель

Стужонок рассказал, почему зимой холодно и откуда появляются снежные облака. Сегодня он раскроет еще один секрет. Давайте его послушаем.

Воспитатель берет куклу Стужонка и рассказывает от его имени.

2

Основная часть

15 минут

Воспитатель в роли Стужонка

Ребята, откуда появляются снежинки?

Дети отвечают: «Из снежных облаков!»

1

Воспитатель в роли Стужонка

Правильно. Облака состоят из капелек воды, которые легче воздуха.

Воспитатель рисует на доске мелом капельки дождя, затем схематично — рождение Снежинки.

2

Воспитатель в роли Стужонка

Когда капли сливаются вместе, они становятся тяжелее воздуха и падают на землю. Так начинается дождь. Но это происходит, если температура выше нуля градусов по Цельсию и вода не замерзает. Если же температура ниже, дождевые облака превращаются в снежные, потому что капельки в них застывают и превращаются в маленькие кристаллики — снежинки! Они почти всегда имеют форму шестиконечных звездочек.

Воспитатель приглашает детей на выставку детских рисунков и поделок. Воспитанники обмениваются впечатлениями. Затем они возвращаются на свои места и выполняют коллективную аппликацию «Снеговик».

3

Игра «Раз — снежинка, два — снежинка»

В игре принимают участие два и более ребенка. Воспитатель разбрасывает на полу бумажные снежинки (или снежки из ваты) и раздает участникам плетеные корзинки. Под ритмичную музыку каждый участник должен собрать в свою корзинку как можно больше снежинок. Музыка заканчивается через минуту, и дети передают корзинки воспитателю. Он подсчитывает снежинки и объявляет победителя. Затем игра повторяется с новыми участниками.

Задание для совместной деятельности с родителями

1 минута

Воспитатель

Ребята, давайте устроим в детском саду конкурс-парад снежинок. Что нам для этого нужно?

Дети отвечают: «Сделать снежинки!».

1

Воспитатель

Правильно. На прогулке во время снегопада внимательно рассмотрите снежинки. Затем дома с помощью красок, фломастеров или цветных карандашей нарисуйте их. 
Пусть родители помогут вам сочинить про снежинку сказку или стихотворение, чтобы ваша героиня смогла красиво представить себя на параде. И не забудьте пригласить друзей и родных поучаствовать в конкурсном параде снежинок.

2