Конспект познавательного занятия «Иней»

Участники

Воспитатель, дети.

Цель

Сформировать у дошкольников представление о смене времен года.

Задачи

Объяснить, когда и как появляется иней; закрепить представления о природных явлениях — снеге, дожде, инее; совершенствовать умение изображать природные явления, навыки импровизации в художественном творчестве; развивать воображение, стимулировать активность в совместной творческой деятельности.

Материалы

Кукла Стужонок или картинка с его изображением; дидактические карточки с изображением природных явлений: дождя, снежного облака, снежинки, инея; лист плотной бумаги (картон голубого цвета), мелкая пищевая соль, клей ПВА, кисточка, простой карандаш, ластик.

Оборудование

 

Примерное время

20—25 минут.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная (аппликация).

Вступительная часть

5 минут

Воспитатель с начала занятия предстает в роли Стужонка – говорит с детьми от лица куклы или изображения персонажа.

Воспитатель в роли Стужонка

Привет, ребята! Вы узнали меня?

Дети отвечают: «Да!»

1

Воспитатель в роли Стужонка

Как меня зовут?

Дети отвечают: «Стужонок!»

2

Воспитатель в роли Стужонка

А у меня для вас загадки. Угадайте, что изображено на карточках.

Стужонок показывает карточки с изображениями природных явлений. Дети выбирают те, с которыми знакомы по предыдущим занятиям — дождем, снежным облаком, снегом.

3

Воспитатель в роли Стужонка

Почему вы не выбрали карточку с изображением инея? Я вам расскажу, что такое иней.

4

Основная часть

3 минуты

Воспитатель в роли Стужонка

Снежинки — это маленькие кристаллики, которые падают из облаков. А вы знаете, чем иней отличается от снега?

Дети высказывают свои предположения.

1

Воспитатель в роли Стужонка

Иней тоже затвердевшие капельки воды, которые от мороза стали кристалликами. Но иней не прилетает из облака, а образуется прямо из воздуха внизу, на твердых поверхностях — почве, деревьях, оконных стеклах. Наверное, иней немного завидует снегу и думает: «Вот бы и мне побывать на облаке!» Но все равно снег и иней — хорошие друзья, и оба белые и красивые. А хотите сами сделать иней, как настоящие волшебники?

Дети отвечают: «Хотим!»

2

Творческая деятельность «Снежная картинка»

Около 10—15 минут дети рисуют на картоне любой зимний сюжет. Затем берут тюбик с клеем. Путем выдавливания обводят контуры рисунка. Сразу присыпают солью. Ждут несколько минут, пока не схватится клей. Осторожно стряхивают с картона остатки кристалликов соли. Потом рассматривают и обсуждают картинки, которые у них получились. Поворачивают их на свету так, чтобы они сверкали.

Заключительная часть — рефлексия

2 минуты

Воспитатель

Что мы узнали сегодня на занятии?

Дети отвечают: «Что такое иней».

1

Воспитатель

А чем мы сегодня рисовали?

Дети отвечают: «Клеем и солью».

2

Воспитатель

Правильно! Теперь вы знаете, что в аппликациях и поделках можно использовать клей и соль.

3