Конспект познавательного занятия «Дожди»

Участники

Воспитатель, дети старшей группы, действующее лицо «Весеня».

Цель

Рассказать о характерных весенних явлениях.

Задачи

Рассказать детям о причинах дождливой погоды, облаках, круговороте воды в природе, о том, как надо себя вести во время грозы; познакомить с новым понятием «круговорот воды в природе»; сформировать умение слушать объяснение воспитателя; закрепить навыки исполнения музыкального произведения и игры на самодельных инструментах — шумелках; развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Оборудование

Аудиозапись «Музыка дождя»; схема круговорота воды в природе; запись песни «Дождь идет по улице» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова); шумелки (самодельные инструменты из подручного материала).

Примерное время

25 минут.

 

Вступительная часть

2 минуты

Весеня

Весна — время дождей. Знаете, где рождается дождик?

1

Дети

На небе!

2

Весеня

Там же, где и снег, — на облаке!

3

Основная часть

10 минут

Весеня

Облака состоят из мельчайших капелек воды, которые легче воздуха (показывает схему). Но, если капли сливаются вместе, они становятся тяжелее воздуха и падают на землю. На земле они снова нагреваются, превращаются в пар и улетают на небо. Это называется «круговорот воды в природе».

1

Рефлексия

3 минуты 

Воспитатель вместе с детьми несколько раз проговаривает: «Круговорот воды в природе». Дети запоминают новое понятие. Затем пытаются самостоятельно по схеме повторить путешествие Капельки.

1

Весеня

А в мае, ближе к лету, начинаются ливни, грохочут грозы.

Дети слушают аудиозапись «Музыка дождя» (звуки дождя, ливня, грозы, ветра),
затем пьесу С. Майкапара «Дождик» в исполнении музыкального руководителя.

2

 

Весеня

Какой дождик изобразил композитор: «слепой», тихий или ливень?

Дети предлагают варианты ответов.

1

Весеня

Грозовые тучи — это особые облака, у них есть электрические заряды, как будто у огромных батареек. А в верхней части туч есть зоны, где образуется лед, как в огромных морозилках. Молния сверкает в момент электрических разрядов между такими тучами. Гроза — опасное природное явление, и в это время надо стараться не выходить на улицу.

Воспитатель читает детям стихотворение «Мокрый гость».

2

 

Воспитатель 

По стеклу скользит пунктиромСеребро прохладных слез —Дождик просится в квартиру,Потому что он замерз.Я открою гостю окна,Побеседую с Дождем.Ничего, что сам промокну —Вместе маму подождем!Дождь доверчиво закапал,Зашептал: «Дружок, прости,Что тебе случайно на полБросил капель полгорсти».Дождь согрел босые ножки,Как продрогший мальчуган,И оставил на окошкеПерламутровый туман.

1

Совместная творческая деятельность

7 минут

Дети слушают в записи или исполняют сами песню «Дождь идет по улице» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова). При желании сопровождают исполнение игрой на шумелках, имитируя шум дождя.

1

Заключительная часть — подведение итогов

3 минуты

Дети закрепляют новое понятие — «круговорот воды в природе». Рассказывают, как надо вести себя во время сильной грозы. С помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают содержание занятия.

1