Участники
Воспитатель,
дети старшей группы, действующее лицо «Весеня».
Цель
Рассказать
о характерных весенних явлениях.
Задачи
Рассказать
детям о причинах дождливой погоды, облаках, круговороте воды в природе, о том,
как надо себя вести во время грозы; познакомить с новым понятием «круговорот
воды в природе»; сформировать умение слушать объяснение воспитателя; закрепить
навыки исполнения музыкального произведения и игры на самодельных инструментах
— шумелках; развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Оборудование
Аудиозапись
«Музыка дождя»; схема круговорота воды в природе; запись песни «Дождь идет по
улице» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова); шумелки (самодельные инструменты из
подручного материала).
Примерное время
25
минут.
2 минуты
Весеня
Весна — время дождей. Знаете, где рождается дождик?
1
Дети
На небе!
2
Весеня
Там же, где и снег, — на облаке!
3
10 минут
Весеня
Облака состоят из мельчайших капелек воды, которые легче воздуха (показывает схему). Но, если капли сливаются вместе, они становятся тяжелее воздуха и падают на землю. На земле они снова нагреваются, превращаются в пар и улетают на небо. Это называется «круговорот воды в природе».
1
3 минуты
Воспитатель вместе с детьми несколько раз проговаривает: «Круговорот воды в природе». Дети запоминают новое понятие. Затем пытаются самостоятельно по схеме повторить путешествие Капельки.
1
Весеня
А в мае, ближе к лету, начинаются ливни, грохочут
грозы.
Дети
слушают аудиозапись «Музыка дождя» (звуки дождя, ливня, грозы, ветра),
затем пьесу С. Майкапара «Дождик» в исполнении музыкального руководителя.
2
Весеня
Какой дождик изобразил композитор: «слепой», тихий
или ливень?
Дети предлагают варианты ответов.
1
Весеня
Грозовые тучи — это особые облака, у них есть
электрические заряды, как будто у огромных батареек. А в верхней части туч есть
зоны, где образуется лед, как в огромных морозилках. Молния сверкает в момент
электрических разрядов между такими тучами. Гроза — опасное природное явление,
и в это время надо стараться не выходить на улицу.
Воспитатель читает детям стихотворение «Мокрый гость».
2
Воспитатель
По стеклу скользит пунктиромСеребро прохладных слез —Дождик просится в квартиру,Потому что он замерз.Я открою гостю окна,Побеседую с Дождем.Ничего, что сам промокну —Вместе маму подождем!Дождь доверчиво закапал,Зашептал: «Дружок, прости,Что тебе случайно на полБросил капель полгорсти».Дождь согрел босые ножки,Как продрогший мальчуган,И оставил на окошкеПерламутровый туман.
1
7 минут
Дети слушают в записи или исполняют сами песню «Дождь идет по улице» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова). При желании сопровождают исполнение игрой на шумелках, имитируя шум дождя.
1
3 минуты
Дети закрепляют новое понятие — «круговорот воды в природе». Рассказывают, как надо вести себя во время сильной грозы. С помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают содержание занятия.
1