Участники
Педагог,
дети подготовительной группы.
Цель
Сформировать у
детей представления о значении леса в жизни человека в оздоровительном,
эстетическом, хозяйственном аспектах.
Задачи
Систематизировать
представления воспитанников о лесе как об экосистеме;
объяснить причины исчезновения лесов; обратить внимание детей на
экологически неграмотное поведение в лесу;
воспитать бережное отношения к лесу; совершенствовать речь,
развивать фантазию, изобретательность.
Оборудование
Глобус;
картинки с изображениями лиственного, хвойного и смешанного лесов, разных пород
деревьев; схема к системному оператору «Дерево» (ОТСМ-ТРИЗ); листы бумаги,
краски, кисти; аудиоаппаратура.
Примерное время
45
минут.
Предварительная
работа
Музыкальное
сопровождение – аудиозапись «Звуки леса»: шелест листвы, птичье пение.
Литература:
Воспользуйтесь
таблицей для дидактической игры «Кто живет в лесу?».
45 минут
Звучит аудиозапись «Звуки леса»: шелест листвы, птичье пение.
Педагог:
Дорогие
ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие — в сказочный,
волшебный лес.
Педагог читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».
1
Беседа «Лес в жизни человека».
Педагог:
Лес
занимает большую часть территории суши. Лес бывает хвойный и лиственный.
Назовите деревья, которые относятся к хвойному лесу.
На глобусе педагог показывает лесные массивы, далее картинку хвойного леса.
2
Дети:
Ель, сосна, кедр.
3
Педагог:
Правильно,
у них есть иголочки, хвоинки. А какие деревья растут в лиственном лесу?
Педагог показывает картинку с изображением лиственного леса
4
Дети:
Дуб, береза, ольха. У них есть листочки.
5
Педагог:
Правильно. А что такое лес?
6
Дети:
Место, где много деревьев.
7
Педагог:
Какие деревья растут у нас в лесу?
8
Дети:
Осина, береза, ель, сосна, пихта, рябина.
9
Педагог:
Как
называется лес, где растут разные деревья?
Педагог показывает картинку с изображением смешанного леса.
10
Дети:
Смешанный лес.
11
Педагог:
Как
называется лес, где растут березы?
Педагог показывает картинку березы.
12
Дети:
Березовая роща.
13
Педагог:
А где
растут сосны?
Педагог показывает картинку сосны.
14
Дети:
В сосновом бору.
15
Педагог:
Подумайте
и скажите, для чего нужен лес?
Дети высказывают свои предположения.
16
Педагог:
Лес выполняет важные задачи для жизни на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания, предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветы, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии, например при сжигании древесины. Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии и медицине. Как вы думаете, что еще дает нам лес?
17
Дети:
Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, посуду, бумагу.
18
Педагог:
Совершенно верно. Послушайте стихотворение о важности леса,
которое выучил…
Педагог называет имя ребенка, который подготовил стихотворение. Воспитанник подготовительной группы читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Праздник леса».
19
Педагог:
Лес нужен всем. Он не только источник жизни, он — бесценная
красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые, растут деревья,
кустарники, травы, цветы. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается,
загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша
планета потеряет десятую часть видов животных. Ученые и экологи всех стран
стараются остановить такое хищное разорение природы. Для этого часто в лесах
вешают плакаты, например:
Много леса — не губи!
Мало леса — береги!
Нет леса — посади!
Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева
обязательно посадить два новых. Для этого даже есть специальный день —
Всероссийский день посадки леса, который отмечается в этом году 9 мая.
Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце —
все это природа. Человек — часть ее и неотделим от нее. Она кормит нас, поит,
одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она делится с нами своими
дарами, а взамен требует лишь одного — чтобы мы с вами были к ней добры,
берегли ее. К сожалению, многие люди забывают об этом. А теперь давайте
поиграем!
Игра
«Можно — нельзя»
Педагог называет действия, которые совершают люди в лесу.
Дети хором отвечают, можно это делать или нельзя:
– ломать
деревья и ветки (нельзя);
– сажать
деревья (можно);
– топтать
на лугах цветы (нельзя);
– ходить
по тропинкам (можно);
– рвать
много цветов (нельзя);
–
любоваться цветами (можно);
–
оставлять мусор в лесу (нельзя);
– собирать
мусор в яму и закапывать его (можно);
–
разжигать костры в лесу (нельзя);
– беречь
лес от пожара (можно);
– шуметь в лесу (нельзя).
20
Педагог:
Какие
молодцы! Вы хорошо знаете, как правильно вести себя в лесу!
Давайте поиграем в еще одну игру!
Дидактическая
игра «Кто живет в лесу?»
Цель: развитие умений называть, классифицировать предметы по
признакам, выделять общие признаки и различия, части целого, называть предметы.
Рассматриваются отдельно: лесные животные (звери, лесные птицы, насекомые) и лесные сказочные существа (Лесовичок, Кикимора, Леший, Баба-яга и т. д.).
Метод
морфологического анализа — дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Можно использовать в работе с детьми по созданию сказочных персонажей (животных, птиц, насекомых). Например, создать образ сказочного зайца: красного цвета, ростом с горошину, очень хитрого, с веерообразным хвостом, живущего в дупле. Такой персонаж может жить в сказках, придуманных воспитанниками.
21
Педагог проводит физкультминутку. Дети повторяют движения, сопровождаемые соответствующим текстом.
Педагог:
Почти все
лесные растения целебные. Не зря говорится, что лес излечит, обогреет, накормит.
Педагог читает стихотворение из «Сказки про всех на свете» Б. Заходера.
22
Педагог:
А теперь
давайте еще поиграем.
Игра «Будь
внимателен»
Педагог раскладывает перед одним из воспитанников рисунки с изображением деревьев. Ребенок смотрит на них внимательно, пытаясь запомнить, затем отворачивается. Педагог убирает один рисунок, ребенок должен угадать, изображения какого дерева не хватает. Игра повторяется несколько раз с разными воспитанниками.
23
Продуктивная деятельность: рисование
Педагог:
А теперь
давайте сделаем подарки нашему знакомому Лесовичку. Возьмите листы бумаги,
краски, кисти и нарисуйте свои впечатления о лесе.
Дети рисуют, педагог оказывает им индивидуальную помощь.
24
Рефлексия
Педагог:
Почему мы
с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
25
1-й ребенок:
Лес — зеленый наряд нашей земли.
26
2-й ребенок:
Лес — дом животных и птиц.
27
3-й ребенок:
Лес — наше богатство.
28
4-й ребенок:
Лес — красота нашей природы.
29
Педагог:
Ребята, что вы узнали интересного из нашей беседы?
30
Дети:
Лес надо беречь. Нельзя загрязнять мусором поляны, озера, ломать и рубить зря деревья. Нужно, напротив, сажать новые деревца.
31
Педагог:
Правильно! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.
32