Конспект ООД по экологии «Лес — наше богатство»

Участники

Педагог, дети подготовительной группы.

Цель

Сформировать у детей представления о значении леса в жизни человека в оздоровительном, эстетическом, хозяйственном аспектах.

Задачи

Систематизировать представления воспитанников о лесе как об экосистеме; объяснить причины исчезновения лесов; обратить внимание детей на экологически неграмотное поведение в лесу; воспитать бережное отношения к лесу; совершенствовать речь, развивать фантазию, изобретательность.

Оборудование

Глобус; картинки с изображениями лиственного, хвойного и смешанного лесов, разных пород деревьев; схема к системному оператору «Дерево» (ОТСМ-ТРИЗ); листы бумаги, краски, кисти; аудиоаппаратура.

Примерное время

45 минут.

Предварительная работа 

Музыкальное сопровождение – аудиозапись «Звуки леса»: шелест листвы, птичье пение.

Литература:

  • стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»;
  • отрывки из стихотворения С. Маршака «Праздник леса»;
  • стихотворение из «Сказки про всех на свете» Б. Заходера.

Воспользуйтесь таблицей для дидактической игры «Кто живет в лесу?».

Ход занятия

45 минут

Звучит аудиозапись «Звуки леса»: шелест листвы, птичье пение.

Педагог:

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие — в сказочный, волшебный лес.

Педагог читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».

1

Беседа «Лес в жизни человека».

Педагог:

Лес занимает большую часть территории суши. Лес бывает хвойный и лиственный. Назовите деревья, которые относятся к хвойному лесу.

На глобусе педагог показывает лесные массивы, далее картинку хвойного леса.

2

Дети:

Ель, сосна, кедр.

3

Педагог:

Правильно, у них есть иголочки, хвоинки. А какие деревья растут в лиственном лесу?

Педагог показывает картинку с изображением лиственного леса

4

Дети:

Дуб, береза, ольха. У них есть листочки.

5

Педагог:

Правильно. А что такое лес?

6

Дети:

Место, где много деревьев.

7

Педагог:

Какие деревья растут у нас в лесу?

8

Дети:

Осина, береза, ель, сосна, пихта, рябина.

9

Педагог:

Как называется лес, где растут разные деревья?

Педагог показывает картинку с изображением смешанного леса.

10

Дети:

Смешанный лес.

11

Педагог:

Как называется лес, где растут березы?

Педагог показывает картинку березы.

12

Дети:

Березовая роща.

13

Педагог:

А где растут сосны?

Педагог показывает картинку сосны.

14

Дети:

В сосновом бору.

15

Педагог:

Подумайте и скажите, для чего нужен лес?

Дети высказывают свои предположения.

16

Педагог:

Лес выполняет важные задачи для жизни на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания, предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветы, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии, например при сжигании древесины. Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии и медицине. Как вы думаете, что еще дает нам лес?

17

Дети:

Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, посуду, бумагу.

18

Педагог:

Совершенно верно. Послушайте стихотворение о важности леса, которое выучил… 

Педагог называет имя ребенка, который подготовил стихотворение. Воспитанник подготовительной группы читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Праздник леса».

19

Педагог:

Лес нужен всем. Он не только источник жизни, он — бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов животных. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы. Для этого часто в лесах вешают плакаты, например:
Много леса — не губи!
Мало леса — береги!
Нет леса — посади!

 

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых. Для этого даже есть специальный день — Всероссийский день посадки леса, который отмечается в этом году 9 мая. Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце — все это природа. Человек — часть ее и неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она делится с нами своими дарами, а взамен требует лишь одного — чтобы мы с вами были к ней добры, берегли ее. К сожалению, многие люди забывают об этом. А теперь давайте поиграем!

Игра «Можно — нельзя»

Педагог называет действия, которые совершают люди в лесу. Дети хором отвечают, можно это делать или нельзя:

– ломать деревья и ветки (нельзя);

– сажать деревья (можно);

– топтать на лугах цветы (нельзя);

– ходить по тропинкам (можно);

– рвать много цветов (нельзя);

– любоваться цветами (можно);

– оставлять мусор в лесу (нельзя);

– собирать мусор в яму и закапывать его (можно);

– разжигать костры в лесу (нельзя);

– беречь лес от пожара (можно);

– шуметь в лесу (нельзя).

20

Педагог:

Какие молодцы! Вы хорошо знаете, как правильно вести себя в лесу! Давайте поиграем в еще одну игру!

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Цель: развитие умений называть, классифицировать предметы по признакам, выделять общие признаки и различия, части целого, называть предметы.

 

Рассматриваются отдельно: лесные животные (звери, лесные птицы, насекомые) и лесные сказочные существа (Лесовичок, Кикимора, Леший, Баба-яга и т. д.).

 

Метод морфологического анализа — дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Можно использовать в работе с детьми по созданию сказочных персонажей (животных, птиц, насекомых). Например, создать образ сказочного зайца: красного цвета, ростом с горошину, очень хитрого, с веерообразным хвостом, живущего в дупле. Такой персонаж может жить в сказках, придуманных воспитанниками.

21

Педагог проводит физкультминутку. Дети повторяют движения, сопровождаемые соответствующим текстом.

Педагог:

Почти все лесные растения целебные. Не зря говорится, что лес излечит, обогреет, накормит.

Педагог читает стихотворение из «Сказки про всех на свете» Б. Заходера.

22

Педагог:

А теперь давайте еще поиграем.

Игра «Будь внимателен»

Педагог раскладывает перед одним из воспитанников рисунки с изображением деревьев. Ребенок смотрит на них внимательно, пытаясь запомнить, затем отворачивается. Педагог убирает один рисунок, ребенок должен угадать, изображения какого дерева не хватает. Игра повторяется несколько раз с разными воспитанниками.

23

Продуктивная деятельность: рисование

Педагог:

А теперь давайте сделаем подарки нашему знакомому Лесовичку. Возьмите листы бумаги, краски, кисти и нарисуйте свои впечатления о лесе.

Дети рисуют, педагог оказывает им индивидуальную помощь.

24

Рефлексия

Педагог:

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

25

1-й ребенок:

Лес — зеленый наряд нашей земли.

26

2-й ребенок:

Лес — дом животных и птиц.

27

3-й ребенок:

Лес — наше богатство.

28

4-й ребенок:

Лес — красота нашей природы.

29

Педагог:

Ребята, что вы узнали интересного из нашей беседы?

30

Дети:

Лес надо беречь. Нельзя загрязнять мусором поляны, озера, ломать и рубить зря деревья. Нужно, напротив, сажать новые деревца.

31

Педагог:

Правильно! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.

32