Как организовать проект «Береза – русская красавица!»

Лариса Кущенко, воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Солнышко» г. Луховицы Московской области

Чтобы познакомить детей с символом нашей страны – березой – предложите воспитателям познавательно-исследовательский проект. Он поможет им организовать тематические беседы, игры и прогулки с дошкольниками..

Каковы задачи проекта

Цель проекта «Береза – русская красавица!» – сформировать у детей старшего дошкольного возраста экологическую культуру через воспитание бережного отношения к природе. Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

В ходе проекта дошкольники знакомятся с березой, узнают, почему ее считают символом России, закрепляют знания о том, для чего нужно охранять и беречь природу. Проект рассчитан на неделю. О всех задачах проекта читайте в примере.

Пример

Задачи проекта «Береза – русская красавица!»

  • познакомить детей с березой как символом страны, сформировать представления о жизни растения, его развитии;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг, наблюдений, исследований;
  • расширять кругозор на основе доступного материала;
  • познакомить с рассказами, стихами, песнями, загадками, пословицами о березе;
  • развивать творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки;
  • расширять и пополнять словарный запас детей;
  • развивать продуктивную деятельность, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

Как реализовать проект

Реализация проекта включает три этапа. На подготовительном этапе воспитатель определяет объект изучения, выявляет знания и представления детей о березе.

Затем педагог ставит цели и задачи и разрабатывает содержание воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и родителями в рамках проекта. Кроме того, он собирает необходимую информацию и подбирает иллюстративный материал: плакаты, сюжетные картинки и открытки, произведения художественной литературы и музыки по теме проекта. 

Второй этап работы над проектом – практический. Он предусматривает организацию разных видов деятельности с детьми. Одна из задач проекта – развить у дошкольников познавательные навыки и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.

Дети старшего дошкольного возраста любят действовать: наблюдать, рассматривать, и это необходимо закреплять в практической деятельности. Поэтому в ходе проекта воспитатель организует:

  • детский труд на участке группы;
  • изобразительную деятельность;
  • опыты и эксперименты;
  • сочинение описательных рассказов о березе и природе;
  • дидактические игры с предметными картинками;
  • игры по модели строения дерева;
  • подвижные игры.

Также воспитатель проводит беседы, прогулки, организует наблюдение за березой. На занятиях в группе дети вместе с педагогом читают сказки, рассказы, стихотворения о березе, разучивают пословицы и скороговорки, рассматривают картины русских художников. По репродукциям картин воспитанники могут составить рассказы и отразить полученные знания в продуктивной деятельности.

Также на этом этапе воспитатель организует взаимодействие с родителями: проводит совместные с детьми беседы «Береги зеленого друга», дает рекомендации, какие произведения прочитать с детьми дома, оформляет тематические памятки.

Проведите для детей презентацию «Детям о березе». Скачайте файл готовой презентации ниже, затем откройте его в программе Microsoft PowerPoint и кликайте по слайдам и стрелочкам.

На третьем – заключительном – этапе воспитатель проводит итоговую беседу с детьми «Что я знаю о березе», оформляет выставку творческих работ по теме проекта «Береза – русская красавица!» и папку-раскладушку «Люблю березу русскую», где береза отражена в картинах русских художников.

Воспользуйтесь подробным планом работы с детьми в рамках проекта.

Как подвести итоги проекта

Проект «Береза – русская красавица!» позволит воспитателю решить поставленные задачи за непродолжительный срок. Наблюдение за воспитанниками, которые участвовали в проекте, покажет педагогам сформированность навыков экологической культуры, бережное отношение к деревьям и растениям. 

Проект поспособствует развитию у детей творческого и интеллектуального мышления, умению приобретать знания из различных источников, анализу фактов, высказывать собственные суждения. Дети узнают о значении березы в жизни человека, взаимосвязи с живой и неживой природой. Благодаря произведениям поэтов и картинам русских художников, которые воспевали красоту березы, у детей обогатится словарный запас.

В рамках работы над проектом дети научатся сравнивать, анализировать, делать выводы. Рассматривание коры березы, изучение ее роли как лекарственного сырья и влияния почек и листьев на здоровье человека, – станет для них новым опытом поисково-исследовательской деятельности.

На основании исследований и наблюдений дошкольники смогут прийти к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березе, потому что она красивая и целебная. Семьи также смогут принять активное участие в проекте, в том числе продолжить поддерживать интерес детей к теме после завершения проекта.