Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №36 ОГРН № 1026602317961 от 23.09.2002 г. ИНН/КПП 6658077733/665801001 620131 г. Екатеринбург, ул. Заводская, 44а Телефон 8(343)205-12-60 Факс 8(343)205-10-45 e-mail: mds_36@mail.ru сайт: https://dms36.tvoysadik.ru/ ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протоколом № 1 от «30» августа 2022 г Аннотация к рабочей программе основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 года жизни Екатеринбург, 2022 Рабочая программа (далее –Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения образовательных областей конкретной возрастной группы, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте. Программа разрабатывается педагогами ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), основной образовательной программой ДОУ с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Рабочая программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, спроектирована с учетом особенностей ДОУ, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей, с учетом парциальных программ: - Учебно-методический комплект примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Комаровой, Васильевой М.А.; - «Мир Без Опасности». Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста, Лыкова И.А. - Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская Рабочая программа является модулем образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) дошкольного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования. Основные функции Программы: - нормативная: Программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагания: Программа определяет цели и задачи образовательных областей; - содержательная: Программа фиксирует состав образовательных элементов, подлежащих усвоению воспитанниками, а также степень их трудности; - процессуальная: Программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы, методы, средства и условия; - методическая: Программа определяет пути достижения результатов освоения ООП ДО. Цель – создание социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Задачи: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; - творческая организация воспитательно-образовательного процесса; - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; - уважительное отношение к результатам детского творчества; - единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; - разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми. - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию Программы Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Основные принципы построения и реализации Программы: - полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (раннего, дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); - содействия сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничества Организации с семьей; - приобщения детей к социокультурным нормам, трдициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёта этнокультурной ситуации развития детей. Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Программа реализуется в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 года жизни. На основании СанПиН прописывается организация жизни и деятельности детей младшего дошкольного возраста. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В целевом разделе Программы описаны особенности контингента детей и родителей группы (составлен социальный паспорт группы). На основании мониторинга по физкультурно-оздоровительной работе за учебный год дается описание особенностей здоровья детей группы, особенности развития физических качеств воспитанников. На основании этих данных формируется система физкультурно-оздоровительной работы в группе и формы двигательной деятельности в режиме дня детей группы. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы позволяет педагогу строить образовательную деятельность на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Учитывая индивидуальные особенности детей данной группы, разработана программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: проводится работа с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими нарушениями зрения, речи, плоскостопием. В содержательном разделе прописаны задачи и результаты образовательной деятельности по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Содержание Программы представлено в виде перспективно-тематического планирования образовательной работы с детьми (на учебный год) по основным направлениям развития ребенка и реализуется в различных видах деятельности: - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость.