Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №36 ОГРН № 1026602317961 от 23.09.2002 г. ИНН/КПП 6658077733/665801001 620131 г. Екатеринбург, ул. Заводская, 44а Телефон 8(343)205-12-60 Факс 8(343)205-10-45 e-mail: mds_36@mail.ru сайт: https://dms36.tvoysadik.ru/ ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протоколом № 1 от «30» августа 2022 г. Аннотация к рабочей программе основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 года жизни Екатеринбург, 2022 Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения образовательных областей конкретной возрастной группы, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте. Программа разрабатывается педагогами ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), основной образовательной программой ДОУ с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Рабочая программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, спроектирована с учетом особенностей ДОУ, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей. Программа разработана в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом парциальных программ: -Учебно-методический комплект примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Комаровой, Васильевой М.А.; - «Мир Без Опасности». Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста, Лыкова И.А. - Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская Рабочая программа является модулем образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) дошкольного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования. Основные функции Программы: - нормативная: Программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагания: Программа определяет цели и задачи образовательных областей; - содержательная: Программа фиксирует состав образовательных элементов, подлежащих усвоению воспитанниками, а также степень их трудности; - процессуальная: Программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы, методы, средства и условия; - методическая: Программа определяет пути достижения результатов освоения ООП ДО. Цель – создание социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста: - укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; - целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; - обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации– индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; - развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; - пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; - органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; - приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; - приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. В соответствии с ФГОС ДО, Примерной основной образовательной программой дошкольного образования Программа построена на следующих принципах: 1. Поддержка разнообразия детства. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. 3. Позитивная социализация 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 6. Сотрудничество с семьей. 7. Сотрудничество с организациями 8. Индивидуализация дошкольного образования 9. Возрастная адекватность образования 10. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 11. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 12. Развивающее вариативное образование. 13. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. 14. Учёт этнокультурной ситуации развития детей. Программа реализуется в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 года жизни. На основании СанПиН прописывается организация жизни и деятельности детей старшего дошкольного возраста. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Ее реализация достигается путем приобщения ребенка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В целевом разделе Программы описаны особенности контингента детей и родителей группы (составлен социальный паспорт группы). На основании мониторинга по физкультурно-оздоровительной работе за учебный год дается описание особенностей здоровья детей группы, особенности развития физических качеств воспитанников. На основании этих данных формируется система физкультурно-оздоровительной работы в группе и формы двигательной деятельности в режиме дня детей группы. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы позволяет педагогу строить образовательную деятельность на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В содержательном разделе прописаны задачи и результаты образовательной деятельности по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Содержание Программы представлено в виде перспективно-тематического планирования образовательной работы с детьми (на учебный год) по основным направлениям развития ребенка и реализуется в различных видах деятельности: - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступают образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость. Решение программных задач способствует введению детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.