10.11.2022
На логопедические занятия отбираются дети
подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию,
фонетико-фонематические нарушения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2 раза в неделю с условием, что
родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда.
Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек на год. В первую
очередь зачисляются дети старшей и подготовительной группы, а на оставшиеся
места – дети младше 5 лет.
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического
развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от
перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет
ответственности за полное устранение дефекта.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие
и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает
системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов:
диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит
индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление
о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план
коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных
звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи,
связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и
лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и
небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами
звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в
словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их
автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического
наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во
время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации
звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском
саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И
эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую
занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения
к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием
рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще
находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и
значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого
ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается
весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь
приносят в детский сад каждый понедельник, а после занятия забирают домой
для повторения материала.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и
от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и
родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.